Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 156

некрологических обрядов, строящуюся по типу: запрет/разрешение на те или иные виды деятельности
до похорон, во время похорон и после них25.

Итак, все действия, направленные на посмертное обращение, распадаются на три относительно
самостоятельные и в то же время взаимозависимые стадии26.

Первая стадия связана с циклом предваряющих операций, ориентированных в основном на тело
умершего, и может быть определена как птоматологическая (греч. тттшца — "труп", "мертвое тело" и
Хбуос — "знание").

Вторая — с циклом завершающих операций, ориентированных в основном на создание погребального
или экспонационного («демонстрационного») комплекса, и может быть определена как тафо-
логическая
(от греч. т (1фо (; — "похороны", "погребение" и Хбуос — "знание").

Третья — с циклом последующих действий, ориентированных как на умершего (в основном в снятых
(обращенных) формах), так и на погребальное и/или иное сооружение (например, «поминальное» — за
упокойный храм, мемориальный комплекс и пр.), с ним связанное, в целях продления его
«посмертного» существования, а также (а подчас и главным образом) сберегания о нем памяти, и
может быть определена как мнемологическая (греч. цЛца — "память" (в том числе социальная,
культурная, историческая) и Хбуос — "знание"). Кроме того, последующие действия в разной степени
ориентированы и на живых, т.е. обычно на членов социума, к которому принадлежал умерший (всех или
некоторых, в зависимости от степени сопричастия к покойному, его социального ранга и других причин).
Рассмотрение циклов показывает, что все предваряющие обрядовые действия протекают по одному из
двух разнонаправленных путей:

1.    Один путь ориентирован на сохранение тела умершего посредством разнообразных способов его
долго- или кратковременного сберегания (имеются в виду разные виды полной или частичной
реставрации и/или консервации тела либо его останков), вплоть до бальзамирования и/или иных форм
мумифицирования.

24

2.    Другой путь ориентирован на уничтожение тела умершего посредством разнообразных способов его
разрушения (имеются в виду разные виды полного или частичного рассечения и расчленения трупа,
снятия с него покровных тканей и пр.), вплоть до измельчения костной ткани и/или полного
кремирования.

Исходной позицией здесь является оставление тела умершего в том состоянии, в котором оно
оказалось в момент смерти. Однако в этой позиции тело может быть подвергнуто действиям
промежуточного характера: обмыванию, обряжанию, раскрашиванию и т.п. Такие действия могут иметь
как самостоятельное значение, т.е. завершаться окончательным погребением тела умершего или его
выставлением, так и подчиненное, т.е. предварять одно из фундаментальных направлений
птоматогенеза: сохранение или уничтожение тела.

В то же время в каждом конкретном случае процесс, идущий в одном из основных направлений, может
быть остановлен на определенной стадии и останки умершего в том состоянии, в котором они
оказались к этому моменту, могут быть подвергнуты прямо противоположному обращению (например,
расчлененное тело мумифицируется, а набальзамированное — кремируется). Кроме того, каждому из
названных воздействий может подвергаться не все тело, а лишь отдельные его части.

После того как умерший подвергнется всем установленным традицией предваряющим операциям,
следующие за ними завершающие обрядовые действия как бы вновь оказываются в отправной точке,
из которой дальнейший процесс обращения с телом умершего или его останками может опять-таки
пойти по одному из двух разнонаправленных путей:

1.    Один путь ведет к сокрытию умершего — его тело переносится в тафосферу, где изолируется, т.е.
помещается в замкнутое пространство, в результате чего создается погребение.

2.    Другой путь не ведет к сокрытию умершего, и его тело (независимо от состояния
целостности) в неизолированном положении сохраняется в среде живых или устраняется из нее, но не
захоранивается, в результате чего возникает выставление. На этом этапе завершающих обрядовых
действий возможно создание комплекса, сочетающего в себе как элементы погребения, так и
элементы выставления — это открытого типа раки и мощехранительницы в христианских соборах
или сходным образом сохраняемые святыни такого же рода в храмовых и жилых помещениях иных
культурных традиций; ср. также склеп с набальзамированным телом Н.И.Пирогова (с.Вишня (ныне
Пиро-гово) Полтавской губернии).

Исходной позицией завершающих обрядовых действий является оставление тела умершего на месте
смерти. Однако здесь может происходить формальный перевод умершего и определенной части окру
жающего его пространства в моро- и/или тафосферу в двух основных вариантах: 1)захоронение на
месте смерти, обычно путем засыпания трупа камнями и/или грунтом; 2) оставление трупа в
незахороненном состоянии, иногда закрепляемое особыми ритуальными действиями, например
табуированием тела умершего и/или жилища, в котором оно находится. В результате последнего акта
возникает один из вариантов сочетания погребения и выставления.

25

В то же время в каждом конкретном случае процесс, идущий в одном из основных направлений
завершающего цикла, может быть остановлен на определенной стадии и останки умершего в том
состоянии, в котором они оказались к этому моменту, могут быть подвергнуты прямо противоположному
обращению: незахороненные подвергаются погребению, а захороненные эксгумируются и





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости