Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 210

Место, в котором хоронят мусульман, должно быть или общим достоянием, или законною
собственностью частного лица, с позволения коего могила может быть вырыта. Мертвое тело кладется
в могилу на правый бок, лицом к кеблею. После спуска в могилу снимается саван с лица, и голова и
лицо раскрываются.

Наконец, над усопшим читается последняя молитва и тело зарывается в могилу» [Изложение начал, с.
67—68].

«Здесь я должен вкратце описать гробницу. Это продолговатый склеп со сводчатой крышей, сложенный из кирпича
и оштукатуренный. Он делается полым так, чтобы похороненный в нем человек мог легко сесть, когда его посетят
два ангела — Мункар и Накир. Тело кладут так, чтобы голова была обращена... в направлении Мекки (или лицом к
ней); с противоположной стороны расположен вход, перед которым воздвигается невысокая ограда, образующая
небольшой квадрат; стенки ее выложены камнями, что предохраняет склеп от попадания земли. Гробницу обычно
делают достаточно просторной, чтобы в ней поместилось не менее четырех трупов. Если в одном и том же склепе
хоронят мужчин и женщин, что бывает редко, то в нем устанавливается стенка, разделяющая трупы разных полов.
Склеп засыпают землей, и над ним воздвигается продолговатый памятник (таркиба) из камня или кирпича с
каменными столбами (шахид) у изголовья и в ногах. На этих столбах чаще всего ничего нет, но иногда на них
укрепляют украшения, а на том, который ставится в изголовье, часто пишется текст из Корана, имя усопшего и дата
смерти. Иногда на верхушке этого столба высекают изображения тюрбана, знак высшего общественного положения
погребенного... Над могилами известных шейхов обычно воздвигается маленькое квадратное сооружение с куполом
(или с шатром, или же без оного — мавзолей; см., например, [Пугаченкова Г.А., 1983]; там же приведена и весьма
показательная типология среднеазиатских мавзолеев. — Ю.С.)... Гробницами султанов служат, как правило,
красивые мечети» [Лэйн Э.У., с. 402, 403, 434].

«После похорон обыкновение — навещать родственников покойного и утешать их. В течение первых
трех дней они снабжаются пищею знакомыми своими, и неприлично собираться у них для еды и
увеселения» [Изложение начал, с. 68].

124

ЗОРОАСТРИЗМ. МАЗДЕИЗМ

ПОХОРОНЫ В АВЕСТЕ*

Похороны. В целом похоронный обряд по Видевдату можно представить следующим образом.

Как только душа отлетает от тела, на него обрушивается демон смерти в облике отвратительной
трупной мухи, приходящий с севера, где находится зороастрийский ад [АВЕСТА. ВИДЕВДАТ. Фрагард
7:1,2]. Он поражает соприкасающуюся с телом нижнюю одежду и ложе (7:9,10), жилище, а также
ближайших родственников покойного (12) и нескольких человек, оказавшихся рядом (5:27—36). Огонь,
ритуальные предметы (чаши, давила и хаому для приготовления возбуждающего ритуального напитка),
использующийся в ходе литургий ритуальный пучок прутьев барсман и само тело следует вынести из
дома (5:39,40). (Или, «если легче перенести дом, тогда пусть перенесут дом, а покойника пусть оставят
[на месте]...» (8:3); речь идет о постройках типа шалаша или юрты.)

Тело следует положить «на высочайшие места, где будет наверняка признано, [что есть] пожирающие
трупы собаки и птицы» (6:45), которые должны очистить кости от мертвой плоти. Или же, когда тело
остается на месте (?) или невозможно быстро освободить труп от плоти и его надо сохранить до поры
(например, на зимний период), устраивается временная могила: «...пусть маздаяснийцы яму выкопают
(„такой величины, чтобы в полный рост ни головой не упираться, ни ногами впереди, ни руками окрест",
5:11) здесь (в 30 шагах от ритуально чистых мест, предметов и пр.), в этой земле: [глубиной] в полноги

— в твердой, в полчеловека — в мягкой; на это место пусть принесут золы или навоза (сухого), а сверху
нанесут кирпича или камня, или сухой глины, или сора. Здесь пусть положат бесчувственное тело на
две ли ночи, на три ли ночи, на месяц ли — на все время, пока не прилетят птицы... И вот когда
прилетят птицы... пусть маздаяснийцы в этом доме (в этом сооружении)

* Авеста (~ «Основной текст») — священная книга зороастризма (парсизма) — возникла, вероятно, на рубеже II—I
тыс. до н.э. Текст кодифицирован при Сасанидах (III—VII вв.). В основе текста — откровения пророка Заратуштры
(греч. Зороастр), даты жизни которого колеблются от IX до VI вв. до н.э. В состав Авесты традиционно включается
четыре книги («Видевдат» («Вендидад»), «Виспрат» («Висперед»), «Ясна» и объединяемые в одну — «Яшты» и
«Малая (Младшая) Авеста»), содержащие культовые и юридические предписания, молитвы, песнопения и
религиозные гимны.

Что касается похоронного обряда, то отдельные, не связанные между собой сведения разбросаны по нескольким
фрагардам (разделам) книги «Видевдат» («Ви даэво датем» — «Закон против дэвов») — зороастрийскому кодексу
ритуальной чистоты — и приводятся, как правило, в связи с описанием очистительных обрядов. В основном же
похоронный обряд описывается в фрагарде восьмом книги «Видевдат», состоящей из 22 разделов.

Нижеследующее описание дается по тексту «Авеста. Видевдат, фрагард восьмой» [АВЕСТА. ВИДЕВДАТ.], с
некоторыми изменениями и перестановками в тексте переводчика и комментатора В.Ю.Крюковой.

125

брешь прорежут. Двое мужчин [из] проворных, умелых (насасаларов — особой замкнутой группы,
занимающейся похоронными обрядами), — нагие, неодетые, должны, закрепив труп на глиняном
(пахсовом) кирпиче или камне, положить его на известь (гипс, мел, алебастр?), в такое место, где будет
наверняка признано, [что есть] пожирающие трупы собаки и пожирающие трупы птицы» (8:8—10).

В других пассажах «высочайшее место» для выставления плоти описано как дахма (первоначально
слово обозначало могилу) размером с тело (7:51). Со временем дахмы срывали, и это считалось
вторым по значению «ублаготворением» земли (3:13). Покойника следует закрепить на кирпиче, камне,
извести (8:10) за ноги и волосы, чтобы останки не растащили к огню, воде, земле, растениям
пожирающие трупы собаки и птицы (6:46) и хищники (в противном случае виновные маздаяснийцы
подвергались телесному наказанию — 6:47,48). На трупе не следует оставлять одежду (5:51; 8:23—25).





Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

В Ухани откроют ещё 19 временных больниц из-за коронавируса

Первый вице-мэр Ухани Ху Ябо заявил, что власти города, где зафиксирована вспышка коронавируса, планируют открыть ещё 19 временных больниц для заразившихся.

В Калининградскую область в 2020 году поступят три новых томографа

В Калининградскую область в этом году поступят три новых томографа.

Facebook заплатит пользователям за запись голосов

В социальной сети Facebook стартует нововведение, благодаря которому пользователям заплатят за их голосовые записи. Авторы программы Pronunciations планируют эти данные направить на улучшение технологий распознавания речи.

Apple может разрешить ставить на iPhone чужие приложения по умолчанию

Представитель Apple отказался от комментариев. Звук на $30 млрд: почему музыкальный сервис Spotify вышел на биржу без IPO С момента запуска App Store в 2008 году Apple не разрешала пользователям заменять предустановленные на iPhone и iPad приложения.

В России падает спрос на новостройки

В России по итогам 2019 года спрос на новостройки упал на 2%. Без учета юридических лиц спрос на новые квартиры в многоэтажках упал на 7%. При этом такая ситуация наблюдается на фоне снижения ставок по ипотеке.

Реальная ипотека. Подбираем квартиру по возможностям

При покупке квартиры у «Группы ЛСР» семьи с двумя и более детьми могут воспользоваться программой «Семейная ипотека».

Перечислены самые раздражающие привычки туристов в аэропорту

Пользователи сети перечислили самые раздражающие привычки туристов в аэропорту и самолетах. Дискуссия на эту тему возникла на портале Reddit.

В аэропортах Турции станет тише

Эксперты авиаотрасли отмечают, что концепция «тихого аэропорта» становится всё более популярной в разных странах.