(фаворитки
французских королей. Часть Вторая
кровавыми
побоищами. Между двумя ужасным и гро
зами небо прояснялось, лазурь его сияла, согрешш
сердце, весна жизни заполняла собою все. В эту при
чудливую эпоху, когда изящество смешивалось с ви)|
варством, когда рукояти стилетов украшали тоичпй
шим жемчугом, повсюду звучали то порознь, то х ( )
ром крики ярости и сладострастные мелодии. Но, кии
заметил Проспер Мериме в предисловии к «Хроиикг
времен Карла IX»: «Что является преступление а* и m
сударстве с совершенным устройством цивилизации,
считается всего лишь простой отвагой в государсти»1 •
менее развитым общественным устройством»1.
И как можно
отыскать добродетель там, где щцти
не только легко извиним, но даже прославлен, гд« №| )
ность в постоянной брачной неверности одна лши^
празднуется как вершина подлинного величия души,
где языком полурыцарским, полумистическшнг ноши»
сят до небес позорные деяния общества и беспорядок и
семье. Брантом — вот образец своего времени. Его #нг
хищает как разврат, так и отвага. Его уважение и (т
року и
элегантному распутству подчас весьма наи .......
убедительно в
своей искренности.
В его глазах
добродетель — удел лишь низ к ,
денных женщин или уродок. Что же касается
виц и дам большого света, он рекомендует иы 61,
постоянными в вопросах любви, ибо «они дол»
говорит он, — походить на солнце, всюду раз
щее свои лучи, чтобы на каждого из людей см»
хотя бы отблеск прекрасного светила*. В этом:
щенном веке религия настолько выродилась, ' i
рестала служить уздой и опорой общественно:'
койствия. Воображаемое христианство, адепта
торого становились великие сеньоры и знатные
не имело ровно ничего общего с Евангелием: и-i
искаженное до неузнаваемости вероучение, кот-
1 Эмбер де
Сент-Аман. Женщины при дворе послед
луа. Париж. 1884.
С. 150.
174