Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ИСТОРИЯ КИПРА

Предыдущая    Начало    Примечания

Савельев Ю.А.
Кипрская керамика конца II-первой половины I тысячелетия до н.э.

стр. 7

 

Примечания:

1. L. Palma di Сеsnоla. Cyprus, its Ancient Cities, Tombs and Temples, London, 1877.
2. M. Ohnefalsch-Bichter. Cyprus, the Bible and Homer. London, 1891.
3. A. S. Murray, A. H. Smith, H. B. Walters. Excavations in Cyprus. London, 1900.
4. G. Perrot, L. Chipiez. Histoire de l'art dans l'antiquite, III, Paris, 1883.
5. J. L. Mуrеs. Handbook of the Cesnola Collection of Cypriot Antiquities in the Metropolitain Museum, New York, 1914.
6. SCE, I-IV.
7. Cl. F. A. Sсhaeffer. Mission en Chypre. Paris, 1936; его же. Enkomi - Alašia. Paris. 1952.
8. V. Karageorghis. Fouilles de Kition. BCH, 84, II, 1960.
9. J. F. Daniel. Late-Cypriote Tombs from Kurion in Cyprus. AJA, XLI, 1937, стр. 58.
10. E. Gjerstad. SCE, IV, ч. II. Stockholm, 1947.
11. P. Dikaios. A Guide to the Cyprus Museum. Nicosia, 1961.
12. E. Gjerstad. The Initial Date of the Cypriot Early Iron Age. OA, IV, Lund, 1946; A. Furumark. The Mycenaean IIIC Pottery and its Relations to the Cypriot Fabric. OA, III, Lund, 1944; J. F. Daniel. Ук. соч.
13. J. L. Myres. A Painted Greco-Phoenician Vase from Ormidhia in Cyprus. AJA, LVIII, I, 1954; Painted Vases from Cyprus in the Pitt-Rivers Museum. "Essays in Aegean Archaeology", London, 1927; M. Rutten. Deux vases Cypriotes du Musée du Louvre. Melanges syriens offerts à m. R. Dussaud, I, Paris, 1939; J. du Plat Taylor. Mirthou-Pigadhes. Oxford, 1957; Cypriot and Syrian Pottery from Al-Mina. "Iraq", XXI, 1959; J. Birmingham. The Chronology of Some Early and Middle Iron Age Cypriot Sities. AJA, LXVII, I, 1963.
14. F. H. Stubbings. Mycenaean Pottery from the Levant. Cambridge, 1951, стр. 43.
15. E. Gjerstad. The Initial Date.... стр. 75; E. Sjöqvist. Problems of the Late Cypriote Bronze Age. Stockholm, 1940, стр. 67, 97, рис. 18 - называет ее расписной субмикенской; A. Furumark. Ук. соч., стр. 233-235, считая более определяющими эту группу кипро-сирийские черты, именует ее "расписной поздне-кипрской": "decorated late-cypriote".
16. О субмикенской керамике с юга Малой Азии: J. Garstang. Prehistoric Mersin. Oxford, 1955, стр. 255. E. Gjerstad. Cilician Studies. "Revue Arclieologique", 1934. III. стр. 200. Филистимская (philistine) керамика тесно связана, с позднемикенской: К. Watzinger. Denkmäler Palästinas. I, Leipzig, 1933, стр. 75; M. В. Маcерrang. Late Mycenaen Vases. AJA, XLII, 4, 1938, стр. 533.
17. Ci. Sсhaeffer. Enkomi - Alašia, стр. 357.
18. E. Gjerstad. The Initial Date..., стр. 75, рис 1-10; A. Furumark. Ук. соч., стр. 200.
19. Е. Gjerstad. The Initial Date..., стр. 75.
20. E. Gjerstad. Colonisation of Cyprus in the Greek Legends. OA, III, стр. 110 сл.
21. Связь этой керамики с ахейскими колонистами подтверждается ее находками в местах, где они, по преданию, осели: в Идалионе, Курионе, Лапифосе, Куклии (Пафос). A. Furufflark. Ук. соч., стр. 256.
22. J. F. Daniе1. Ук. соч.
23. A. Furumark. Ук. соч., стр. 221.
24. R. Desborough. Protogeometrir Pottery. Oxford, 1952, стр. 119, 120, 218
25. SGE, IV, ч. И, стр. 283, 287.
26. Там же, рис. VII, 3-7, 13-18; J. L. Муrеs. Handbook..., стр. 65, № 524-534. Ср. с сосудами первой половины II тысячелетия до н. э. - Там же, стр. 28.
27. Дэниель (J. F. Daniе1. Ук. соч., стр. 78) отмечает совпадение элементов орнамента в 21 из 38 случаев.
28. SCE, IV, ч. II, рис. II, 1-3; рис. XII, 12-16; рис. V, 3-7; рис. VIII, 23.
29. Отмечено Дэниелем (J. F. Daniе1. Ук. соч., стр. 77, 78).
30. Наиболее часто встречающийся криволинейный элемент в керамике "proto-white" и "white-painted" - волнистые линии, подобные тем, что украшают протогеометрические греческие сосуды (ср. R. Desborough. Ук. соч., табл. IV, 563, 904; V, 544, 560), на Кипре их рисунок не широкий и размашистый, а тщательный, с короткими промежутками между волнами (см. SCE, IV, рис. V, 14; рис. IV, 7, 9, 10); иногда заменены зигзагообразными линиями.
31. SCE, IV, ч. II, рис. IX, 1, 2, 8. Часто блюдо делится по диаметру широким прямоугольником с теми же ромбами, заштрихованными сеткой. CVA, 1926, табл. 8, 13. 29.
32. J. L. Myres. Handbook..., стр. 38, № 321; стр. 39, № 341.
33. Вряд ли можно согласиться с Э. Гьерстэдом, считающим, что из-за однообразия и бедности росписи сосудов позднебронзового времени местная традиция не имела почти никакого значения для раннегеометрической кипрской керамики (SCE, IV, ч. II, стр. 287).
34. На это указывает и сходство сосудов из Аматуса, считавшегося негреческим, этеокипрским центром, и Мариона - ср. с указанием Псевдо-Скилака: Μάριον ΄Σλληνίς, (Ps. Sky 11, 103).
35. J. Birmingham. Ук. соч., стр. 42.
36. Там же, стр. 24.
37. D. Harden. The Phoenicians. London, 1962, стр. 149.
38. R. S. Lamоn, G. M. Shiptоn. Megiddo. Strata I-T, Chicago, 1939, стр. 160. Например, № 87, 107-109, 123 датированы V-III слоями.
39. О. Тафнелл (О. Tufnell. Lachish, III, London, 1953, стр. 204) признает ряд найденных в Лахише сосудов типично кипрскими, ничего общего с местными не имеющими. Она считает пока неизвестным место происхождения красно-черной керамики, но указывает, что основная масса ее найдена на Кипре. Находка кипрского арибалла VIII-VII вв. до н. э. в Бет-Шане в слое III в. до н. э. свидетельствует, по мнению издателя (G. M. Fitzgerald. The Four Canaanite Temples of Bet-Shan, ч. II, Philadelphia, 1930, стр. 11), не о необходимости его более ранней датировки, а лишь о нарушенности слоя.
40. Это относится и к культуре финикийцев - потомков семитического населения II тысячелетия до н. э., ассимилировавшего эгейских пришельцев. L. Wоо11еу. Phoenicia and the Peoples Egeens. "Syria", II, 1921, стр. 186; D. Baramki. Phoenicia and the Phoenicians. Beirouth, 1960, стр. 58.
41. J. Birmingham. Ук. соч., стр. 39; SCE, IV, ч. II, рис. III, 12-14.
42. К. Watzingеr. Ук. соч., стр. 70.
43. Там же. Отмечается также заимствование специфически кипрских форм. Т. Dothan. Archaeological Reflexions on the Philistine Problems. Antiquity and Survival, II, 2/3. The Hague and Jerusalem, 1957. Вулли (L. Woо11eу. Ук. соч., стр. 192) отмечает сохранение некоторых эгейских черт в керамике Сирии и Палестины I тысячелетия до н. э.
44. P. Demargne. La Créte dedalique. Paris, 1947, стр. 175.
45. Палестинский гончар, подражая кипрскому, но не умея воспроизвести тонкую кипрскую облицовку красного или коричневого цвета, часто ограничивался полировкой глины. W. F. Albright. The Excavation of Tell Beit-Mirsirn, III, 1943, стр. 126, § 128. Ср. кипрские и палестинские сосуды: J. Taylor. Mirthou-Pigadhes, рис. 30-31; D. Baramki. Ук. соч., табл. 10; D. Harden. Ук. соч., табл. 57, 110-112.
46. D. Harden. Ук. соч., стр. 194. При наличии черт сходства с финикийской керамикой глубокое своеобразие кипрской состоит в прочном сохранении эгейских традиций.
47. SCE, IV, ч. II, стр. 288.
48. Там же, рис. III, 12, 13, 17.
49. Иногда сосуды с концентрическими кругами датируются формально, поскольку считается твердо установленной их связь с распространением красно-черной техники (середина IX в. до н. э.). Но крупные концентрические окружности, типа тех, которые распространены на флягах и кувшинах "white-painted", имеются и на кубках, выполненных в этой технике. Дж. Тэйлор (J. Taylor. Mirthou-Pigadhes, стр. 63, рис. 27) датирует кубок третьим геометрическим периодом только на основании наличия кругов этого типа. Может быть, при более тщательном анализе окажется, что этот мотив есть уже на кубках "white-painted" I или II типов, т. е. еще до распространения "black-on-red".
50. Ср. GSE, IV, ч. II, рис. XVIII, 8; XX, 5; XXVI, 1 и R. Desborough. Ук. соч., табл. 2, 522а; 5, 1089; 4, 563, 918; 7, 545; 10, 11.
51. Ср. J. К. Brock. Fortetza, Cambridge, 1957, табл. 8, 120; 9, 157, 160; И, 12; 14, 206; 16, 226; 22, 344.
52. W. Kraiker. Kerameikos, I, Berlin, 1939, стр. 151.
53. E. Akurga1. Bhrygische Kunst. Ankara, 1955, стр. 32 (см. табл. I-II).
54. О тесных связях Крита и Кипра, Крита и Аттики см. J. К. Вrоск, Ук. соч., стр. 140, 217.
55. SCE, IV, ч. II, стр. 30.
56. J. Birmingham. Ук. соч., стр. 42. Специфически финикийского в формах и росписи этих сосудов нет. Э. Гьерстэд отмечает лишь общее сиро-палестинское воздействие на культуру Кипра; финикийское проявлялось лишь в очень незначительной степени (SCE, IV, ч. II, стр. 438, 439).
57. SCE, IV, r. II, рис. XV, 2; XVI, 2; XII, 2 (Геометр. II); XVIII, 8; XX, 8; XXI. 10, 11; XXII, 3; ХХШ, 13, 18; стр. 286.
58. Е. Will. Kormthiaka. Paris, 1955, стр. 58.
59. Отмечая мимоходом влияние греческой геометрики на кипрскую, Бирмингэм не придает этому большого значения (J. Birmingham. Ук. соч., стр. 40).
60. SCE, IV, ч. II, стр. 69, 289: розетта, пальметта, плетенка.
61. Е. Gjеrstad. Decorated Metal Bowls from Cyprus. OA, III, стр. 17, 18; SCE, IV, ч. II, стр. 460, 461.
62. На Крите, где сохранение традиций II тысячелетия до н. э. играло большую роль в сложении архаического искусства, мы встречаемся с аналогичным явлением. См. D. Levi. Early Hellenic Pottery from Crete. Princeton, 1945, стр. 8; SCE, IV, ч. II, стр. 285, 287, 290, 293.
63. SCE, IV, ч. II, стр. 287.
64. Ваза из Милеи (P. Demargne. Ук. соч., стр. 178) и подобные ей (CVA, 1926, табл. V, 8-12).
65. J. L. Benson. A Problem in Orientalizing Cretan Birds, "Journal of the Near Eastern Studies". Apr. 1961, стр. 81.
66. Изображения птиц на кубках I геометрического периода (1025-950 гг. до н. э.). SCE, IV, ч. II, рис. III, 5, 37, табл. XI, S, 4.
67. Так называемые "Hubbard" - амфора (P. Dikaios. An Iron Age Cypriot Painted Amphora, BSA, XXIX, 1929/30, стр. 57-72), со сценой поклонения сидящей богине, хороводом. Аналогичный сюжет на более поздней вазе из Ормидии (VIII-VII вв. до н. э.) (J. L. Муrеs. A Painted Greco-Phoenician Vase from Ormidhia in Cyprus. См. также P. Dikaiоs. An Iron..., стр. 71, табл. 6, 7; CVA, France, V, Louvre IV. табл. 9, 4; M. Rutten. Ук. соч., стр. 435-449.
68. Амфора из Калорицики.
69. "Hubbard" - амфора.
70. Е. Роrada. The Cylinder Seals of the Late Cypriote Bronze Age. AJA, LII, 1948. 1. стр. 193-194, A Lyre-Player from Tarsus. "The Aegean and the Near East". Studies presented to H. Goldman, New York, 1956, стр. 196.
71. Д. Пендлбери. Археология Крита. М., 1950, фото 75.
72. J. L. Муrеs. Painted Vases from Cyprus in the Pitt-Rivers Museum, стр. 42.
73. J. L. Myres. Painted Vases from Cyprus in the Pitt-Rivers Museum, табл XIII; J. L. Myres. Handbook..., № 753-755.
74. Ср. изображения коней и других животных с росписью так называемого "кратера Зевса" из Энкоми конца XIV - начала XIII в. до н. з. (P. Dikaiоs. A Guide to the Cyprus Museum, табл. IX) и позднеминойского саркофага из Гурнии (Д. Пендлбери. Ук. соч., фото 87).
75. F. H. Stubbings. Ук. соч., табл. VII, 2.
76. Изображение коня перед треножником на протогеометрической вазе (С. Boardmann. Protogeometric Grave Near Knossos, BSA, LV, 1961, стр. 72, рис. 4). "Зевс" с птицами перед треножником на позднегеометрической вазе (J. К. Вrосk. УК. СОЧ., табл. 107).
77. Ср. Е. Sjoqvist. Ук. соч., рис. 21, 1; F. H. Stubbings. Ук. соч., табл. XI, 2; SCE, IV, ч. И, рис. XXXII; J. L. Myres. Painted Vases from Cyprus in the Pitt-Rivers Museum, табл. XIV.
78. В кипрских святилищах найдено много терракотовых фигурок коней.
79. Неrоdоt, V, 113.
80. Е. Роllier. Documents ceramiques du Musée du Louvre. "Recueil Edm. Pottier". Paris, 1937, рис. 12.
81. А. Фурумарк (А. Furumark. Mycenaean Pottery. Stockholm, 1941, стр. 456, 470) выделяет восточную группу позднемикенской керамики, для которой характерно сочетание западных и восточных мотивов (в росписи особенно часты рыбы, птицы, козлы в геральдической композиции) и огрубление рисунка.
82. Ваза из Хамы, в Сирии. P. Demargne. Ук. соч., стр. 17.
83. Ср. SCE, IV, ч. И, рис. XXIII, 15, 13; GVA, 1930, III а, р. табл. 8.
84. P. Dikaios. An Iron Age Cypriot Painted Amphora..., стр. 66; J. L. Myies. A Painted Greco-Phoenician Vase..., стр. 40. Майрс отмечает также сходство в типе изображений.

Предыдущая    Начало     Примечания

 
 
 

Новости

Братья Запашные планируют поехать на гастроли в ДНР
Знаменитые дрессировщики братья Эдгард и Аскольд Запашные планируют поехать на гастроли в ДНР. «Мы много раз получали приглашения, но наш гастрольный график ранее не позволял посетить ни один из цирков Донецка или Луганска, но в ближайшее время мы намерены посетить ДНР», - сказал Эдгар Запашный.
Нынешняя молодежь читает то же, что и ее бабушки с дедушками
Одни говорят, что Достоевский и Толстой слишком сложные для нынешних детей и что надо в программу добавлять современную литературу. Другие уверены, что классика - наше все, что это культурный код, который скрепляет разные поколения.
Почему «Обратную сторону Луны-2» убрали из эфира
Первый канал работает для самой широкой аудитории и не может не учитывать ее реакцию. Контрольный рейтинг, необходимый для того, чтобы сериал оставался в эфире, "Обратная сторона Луны" не преодолела.
В Архангельске открылась уникальная выставка «Лики России»
Уникальная всероссийская выставка открылась в Архангельске сразу на нескольких площадках - Гостиных дворах, музее ИЗО, Добролюбовской библиотеки и выставочном зале Союза художников.
              Яндекс.Метрика
     

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.