ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 9

он произвольно разрывает эту непостижимую для него синхронность двух, казалось бы,
непримиримых эсхатологических версий и утверждает, что первая сцена якобы отражает «раннюю
стадию» представлений средневековых людей о загробном суде, а вторая — «более позднюю стадию».
Сталкиваясь с загадкой средневековой ментальности, историки, вместо того чтобы попытаться ее
разгадать, стараются обойти ее стороной, подгоняя ее под привычные эволюционные схемы...

Между тем более внимательное изучение источников приводит к выводу: представление о
немедленном суде над душою умирающего и представление о Страшном суде в апокалиптическом
«конце времен» с самого начала были заложены в христианской трактовке мира иного. И
действительно, мы найдем в евангелиях обе версии. Но для первых христиан, живших в ожидании
немедленного конца света, это противоречие не было актуальным, между тем как в средние века, когда
наступление конца света откладывалось на неопределенное время, сосуществование обеих
эсхатологии, индивидуальной, «малой», и «большой», всечеловеческой, вырастало в парадокс,
выражавший специфическую «двумирность» средневекового сознания.

«Книга жизни» (liber vitae), которая, по утверждению Арьеса, якобы лишь с XIII в. принимает характер
«реестра человеческих деяний», фигурирует в этом качестве в дидактической церковной литературе с
самого начала Средневековья. О книгах, в которые записаны добрые дела и прегрешения человека и
которые соответственно приносят к его смертному одру ангелы и демоны, затевающие тяжбу из-за его
души, можно прочитать уже в «Церковной истории народа англов» Бэды (начало VIII в.). Поступки
индивида «не теряются (говоря словами Арьеса) в бескрайнем пространстве трансцендентного... в
коллективной судьбе рода человеческого», они индивидуализированы. Если liber vitae выступает
одновременно как история человека, как его биография, и вместе с тем как «бухгалтерский гроссбух»,
где записаны его деяния, то, оказывается, этот феномен вовсе незачем связывать с «новым
рационализмом и с духом расчетливости делового человека». Ибо такого рода рационализм и
коммерческий дух и расчетливость действительно появились в Европе в результате развития городов и
торговли в XII-XIII вв. Но «книга жизни» здесь ни при чем.

Я остановился на этом вопросе потому, что здесь, если не ошибаюсь, единственный раз на протяжении
своей обширной книги, Арьес пытается установить связь между ментальностью и материальной
жизнью. Эту попытку нельзя признать удачной и убедительной, но вовсе не потому, что такие связи
вообще отсутствовали, а в силу игнорирования исследователем массива источников, которые имеют
самое прямое отношение к рассматриваемой им проблеме; их незнание оказывается роковым для
построенной им картины смены эсхатологии.

Личное отношение к посмертному суду — органическое свойство христианства. Его персонализм
выражался, в частности, в том, что индивид осознавал себя стоящим пред высшим Судией наедине со
своими грехами и заслугами. Таковы, например, сцены, рисуемые в нравоучительных «примерах»,
коротких рассказах, которые широко использовались в проповеди. В одном из «примеров» человек
лежит распростертый на одре смерти; его окружают близкие и друзья. И внезапно они становятся
свидетелями невероятного, чудесного события. Умирающий еще с ними, и они слышат его слова. Но
слова эти обращены не к ним, а ко Христу, потому что в тот же самый момент этот человек,
оказывается, уже предстоит пред высшим Судией и отвечает на Его обвинения. Свидетели,
естественно, не слышат вопросов Христа и произносимого им приговора: Страшный суд происходит в
ином измерении. Но они слышат ответы грешника и из них могут заключить, что, несмотря на тяжесть
обвинений, он в конце концов получает прощение. Умирающий находится как бы в обоих измерениях

— еще среди живых и одновременно уже на Страшном суде.

В другом «примере» умирающий юрист пытается затянуть Страшный суд над собой с помощью
внесения апелляции и просит своих коллег формально объявить о ней, но они медлят, и со словами
«слишком поздно апеллировать, приговор уже произнесен, и я осужден» адвокат-крючкотвор
умирает[15]. В такого рода «примерах» средневековую аудиторию не мог не потрясать своего рода
«эффект присутствия»: Страшный суд близок как во времени (он происходит над душой умирающего),
так и «пространственно»; окружающие слышат ответы грешника Судие, и обвиняемый даже пытается
вовлечь их в тяжбу.

Рассказы о посещениях потустороннего мира, «примеры», проповеди и жития святых — эти источники
представляют исключительный интерес, потому что они были адресованы самым различным слоям
населения, и в первую очередь необразованным и не посвященным в тонкости эзотерической теологии.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Минздрав РБ отказал ребенку-инвалиду в получении лекарств

Прокуратура Башкирии защитила права ребенка-инвалида на бесплатное получение дорогостоящих лекарств.

Врачи окружного кардиодиспансера дежурят в Пыть-Яхе

Сегодня, 20 сентября, бригада специалистов Окружного кардиологического диспансера работает в окружной больнице Пыть-Яха.

Китай построил самый большой в мире танкер-рудовоз

Китайские судостроители на верфи в Циндао спустили на воду самый большой в мире танкер-рудовоз, который будет транспортировать железную руду из Бразилии.

Сайт WikiLeaks рассказал о слежке за россиянами

Известный сайт WikiLeaks, который причастен ко многим громким разоблачениям, опубликовал архив с документами, которые, по мнению источника, указывают на факт слежки за россиянами.

Банк «Ак Барс» даст ипотеку на квартиры в ЖК «Георг Ландрин»

Общая площадь очереди составляет 51,1 тыс. кв. м. Она включает два жилых корпуса (451 квартира), детский сад (105 мест) с бассейном, многоуровневый паркинг (296 машино-мест) и встроенные коммерческие помещения.

Эксперты рассказали о стоимости аренды жилья в Новой Москве

Эксперты портала «Мир квартир» составили рейтинг районов Новой Москвы по стоимости аренды жилья.

Летом 2017 года жители России выбирали отечественные курорты

По данным ведомства, жители России предпочитают отдыхать на отечественных курортах.

Вциом: затраты россиян на летний отпуск выросли на 4% с прошлого года

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), затраты россиян на поездку в отпуск этим летом оказались на 4% выше прошлогодних показателей — они составили 37,363 тыс. руб. на одного члена семьи в сравнении с прошлогодними 36,026 тыс. руб.