ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 10

Эти памятники несут на себе отпечаток «давления» широкой аудитории на авторов, которые не могли
не примерять своего изложения к уровню понимания простолюдинов и неграмотных и не говорить с
ними на понятном им языке образов и представлений. Такого рода произведения приоткрывают завесу
над народным сознанием и присущей ему религиозностью.

«Великая драма покинула пространства потустороннего мира. Она приблизилась, она разыгрывалась
теперь в комнате самого умирающего, у его смертного одра». Эти слова Арьеса были бы вполне
справедливы, если б он не подчинил свою мысль эволюционистской схеме и увидел, что описанные
явления были изначально заложены в христианстве. Ибо идея об индивидуальном суде над душой,
творимом в момент кончины человека, не была каким-то поздним продуктом развития по пути
индивидуализма — эта мысль всегда присутствовала в сознании христиан.

Загадка средневековой ментальности состоит не в том, что ей была присуща тенденция
индивидуализировать эсхатологию. Загадка в том, каким образом в одном созна нии уживались обе
эсхатологии, «большая» и «малая», казалось бы исключающие одна другую. Эту загадку можно
разрешить только при условии, что историк перестанет страшиться логических противоречий и примет
тот факт, что средневековое сознание — не столько в своих рафинированных схоластических
выражениях, сколько на уровне расхожей, обыденной ментальности — этих противоречий не избегало
и не боялось, более того, по-видимому, не замечало противоречия: Страшный суд в конце истории — и
суд немедленно по смерти индивида; суд над родом человеческим — и суд над отдельным человеком;
ад и рай как места, уготованные соответственно избранникам и осужденным в неопределенном
будущем, — и ад и рай, уже функционирующие ныне. Ментальность средневековых людей,
проецируемая на экран смерти, не соответствует эволюционистской схеме Арьеса.

В этой же связи внушает сомнения и его мысль о том, что «смерть твоя», то есть смерть другого,
ближнего, воспринимаемая как личное несчастье, явилась своего рода революцией в области чувств,
происшедшей в начале Нового времени. Несомненно, с падением уровня смертности, которое
наметилось в этот период, внезапная кончина ребенка или молодого человека в расцвете сил могла
переживаться острее, чем в более ранние времена, характеризовавшиеся низкой средней
продолжительностью жизни и чрезвычайно высокой детской смертностью. Однако «смерть твоя» была
эмоциональным феноменом, известным и в эпохи неблагоприятных демографических конъюнктур.

Арьес охотно цитирует рыцарский роман, эпопею, но ведь в них душевное сокрушение, более того,
глубочайшее жизненное потрясение, вызванное внезапной смертью героя или героини, —
неотъемлемый элемент поэтической ткани. Достаточно вспомнить предание о Тристане и Изольде.
Брюнхильда в песнях «Старшей Эдды» не хочет и не может пережить погибшего Сигурда. Нет
основания ставить знак равенства между романтической любовью и любовью в средние века, но
осознание смерти близкого, любимого существа как жизненной трагедии, а равно и сближение любви
со смертью, о котором пишет Арьес, отнюдь не были открытием, сделанным впервые в Новое время.

Арьесу принадлежит большая заслуга в постановке действительно важной проблемы исторической
психологии. Он показал, сколь широкое поприще для исследования открывает тема восприятия смерти
и насколько может быть многообразен круг привлекаемых для этого исследования источников. Однако
сам он пользуется источниками весьма произвольно, несистематично, не обращая внимания ни на
время их возникновения, ни на их жанр. Поэтому на одной и той же странице его книги или на
соседних страницах могут быть процитированы рыцарский эпос XII в., роман Шарлотты Бронте и
повесть Солженицына. От отрывка из Шатобриана мы внезапно переходим к тексту XV в., затем к
басне Лафонтена. Описания погребальных ритуалов перемежаются данными фольклора, а письма —
ссылками на моралистов. Не принимает Арьес в расчет и социальную среду, о которой привлекаемые
им памятники могли бы дать информацию.

Самые серьезные раздумья вызывает отсутствие в трудах Арьеса социальной дифференциации
ментальностей. Так, он широко привлекает материал надгробий и эпитафий, но, по существу, почти не
оговаривает при этом, что используемые им источники способны пролить свет на отношение к смерти
лишь определенной социальной группы. То же самое приходится отметить и для завещаний, хотя,
конечно, степень их распространенности шире, чем надгробий. Как и в труде о ребенке и семье при
«старом порядке» во Франции, в работах Арьеса о смерти речь идет, собственно, только о знатных или
богатых людях. Арьес предпочитает лиц, принадлежащих к «сливкам» общества. Интереса к
умонастроениям простолюдинов у него не заметно; либо он вовсе исключает их из поля зрения, либо

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Закон о вине не повлияет на российский рынок

С точки зрения качества закон о вине никак не повлияет на российский рынок. Об этом «Газете.Ru» заявил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Он напомнил, что через 3 года в Россию запретят ввозить импортный виноматериал.

Минздрав: Коронавируса в Якутии нет, ситуация остается стабильной

Текущую ситуацию по коронавирусу прокомментировала министр здравоохранения РС(Я) Елена Борисова.

Раскрыты сроки выхода Apple MacBook на процессорах «для смартфонов»

Компания Apple готовится выпустить на рынок ноутбук на процессоре для смартфонов — ARM. Как сообщает ToDay News Ufa, ожидается, что это произойдет через полтора года.

Официально: флагманы Huawei P40 и P40 Pro представят 26 марта

Официальное мероприятие состоится в Париже, и, раз уж названа точная дата, вряд ли короновариус как-то воспрепятствует этому событию. А таким окажется Huawei P40 Увы, Ричард Ю ничего не сказал о характеристиках моделей, но этого никто и не ждал.

Россияне массово рефинансируют ипотеку

Россияне массово рефинансируют ипотеку. Это отметили в Минфине РФ, по данным которого средняя ставка кредита на жилье в России снизилась до 8,7%.

Стройка опять встала: в январе сдача жилья на Вологодчине упала вдвое

В декабре 2019-го объем сдачи готового жилья на Вологодчине достиг 112 тыс. кв. м.: это соответствовало среднемесячным показателям весьма благополучного для отрасли 2015 года. На этом фоне январь 2020-го оказался сплошным разочарованием.

Турпоток из России в Турцию увеличился в январе на 42,4%

Турпоток из России в Турцию увеличился в январе на 42,4% в годовом выражении, сообщает "Ассоциация туроператоров России" (АТОР) со ссылкой на данные министерства культуры и туризма Турции. В январе в Турции побывали 1,787 млн иностранных туристов (+ 16,1%).

«Автобусы с коронавирусом» стали блокировать и в Израиле

«Автобус с корейцами ездит по Израилю без права на конечную остановку», - такие заголовки в духе абсурдистских повестей Пелевина появились в местных СМИ. Действительно, в последнее время в Стране утренней свежести участились случаи заболевания «чумой 2020 года».