ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 20

Христианство пыталось, конечно, побороть такое представление, накладывавшее на внезапную смерть
отпечаток бесчестия. Но и позиция христианских авторитетов была полна малодушных недомолвок.

По мнению Гийома Дюрана, епископа Мендского (XIII в.), умереть скоропостижно — значит «умереть
не по какой-либо явной причине, но по одному только произволению Божьему». Однако умерший не
должен в этом случае рассматриваться как заклейменный проклятием, и его следует похоронить по-
христиански. Ибо «праведный, в какой бы час он ни ушел из жизни, спасен». Несмотря на такое
принципиальное утверждение, епископ Гийом пытался все же сделать уступку господствующему
мнению: «Если кто-либо умирает внезапно, предаваясь распространенным играм, таким, как игра в мяч
или в шары, то он может быть похоронен на кладбище, ибо не помышлял причинить зло кому бы то ни
было». То есть речь шла лишь о допустимости христианского погребения в этом случае. Отсюда те
оговорки, которые делали некоторые толкователиканонисты: «Поскольку он предавался развлечениям
мира сего, то иные говорят, что он должен быть похоронен без пения псалмов и других погребальных
обрядов».

Если по поводу скоропостижной смерти честного игрока еще можно было дискутировать, то в случае с
человеком, умершим от порчи, сомнений уже не было. Жертва не может быть объявлена невинной, она
неизбежно запятнана «низменностью» своей смерти. Г ийом Дюран объединяет жертву колдовства с
людьми, умершими во время прелюбодеяния, кражи или языческих игрищ, то есть вообще всех игр, за
исключением рыцарских турниров (многие канонисты не делали снисхождения и для турниров).

Народное осуждение, постигавшее жертву злодейского убийства, если и не препятствовало ей быть
похороненной по-христиански, то иногда налагало на нее нечто вроде штрафа. Канонист Томассен,
писавший в 1710 г., сообщает, что в XIII в. архипресвитерц Венгрии имели обыкновение «взимать
марку серебра с тех, кто был злосчастно убит мечом, или ядом, или иными подобными же способами,
прежде чем позволить предать их земле». Понадобился церковный собор в Буде в 1279 г., чтобы
внушить венгерскому духовенству, что «этот обычай не может распространяться на тех, кто погиб
случайно в результате падения, при пожаре, обвале или иных подобных происшествиях, но чтобы им
давали христианское погребение, если только перед смертью они проявили признаки покаяния». Сам
Томассен, как человек XVIII в., считал такие требования чрезмерными. Однако еще в начале XVII в.
этот народный предрассудок сохранял свою силу: в поминальных молитвах за французского короля
Генриха IV проповедники считали себя обязанными обелить убитого монарха от бесчестивших его
обстоятельств смерти под ножом Равальяка.

Еще в большей мере была позорной смерть приговоренных. Вплоть до XIV в. им отказывали даже в
возможности спасти свою душу перед казнью: в ином мире их должно было ожидать то же проклятие,
что и в этом. Лишь нищенствующие монашеские ордена при поддержке папства добились у светских
властей права давать последнее напутствие осужденным на казнь. Отныне всегда кто-либо из монахов,
принадлежавших к тому или иному нищенствующему ордену, сопровождал приговоренных в их
скорбном пути на эшафот.

Напротив, в обществе, основывавшемся на рыцарских и вообще воинских образцах, знатные жертвы
военных действий оставались вне подозрения, тяготевшего над всякой внезапной смертью. Прежде
всего агония рыцаря, павшего в бою в окружении своих пэров, оставляла достаточно времени для
исполнения обычных обрядов, хотя бы и в усеченном виде. К тому же смерть Роланда, смерть рыцаря,
рассматривалась и клириками, и мирянами как смерть святого.

Однако у литургистов XIII в. начало проявляться иное умонастроение, соответствовавшее новому
идеалу мира и более далекое от рыцарских моделей. Для этих авторов смерть воина перестала быть
образцом благой кончины или же была таковой только при определенных условиях. Согласно
воззрениям того же Гийома Дюрана, погребения на кладбище и заупокойных месс могли быть
удостоены лишь участники справедливых войн. Эта оговорка могла бы иметь серьезные последствия,
если бы, однако, в рождавшихся в ту эпоху государствах привилегия, предназначавшаяся, по мысли
епископа Г ийома, для крестоносцев, не была распространена на всех солдат — участников светских
войн. При продолжительном соучастии церкви такое положение сохранялось вплоть до первой
мировой войны.

И все же свойственное клирикам отвращение к насильственной смерти побуждало Г ийома Дюрана,
несмотря на постепенное утверждение более нравственного и более разумного менталитета, по-
прежнему апеллировать к архаическим представлениям об осквернении священных мест жидкими

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Учёные доказали, что голод помогает мозгу отдыхать

Дефицит питательных веществ привёл к тому, что мозг временно отдыхал – синаптическая активность (отвечает за память и обучение) снижалась, нейроны (нервные клетки) мозга временно не работали в полную силу. По словам учёных, именно это и помогает мозгу расслабиться и перезарядиться.

В выпавших молочных зубах найдены ценные стволовые клетки

Выпавшие изо рта ребенка молочные зубы лучше хранить в холодильнике, как установили ученые из США. Исследователи из Калифорнийского университета обнаружили в молочных зубах россыпи стволовых клеток, которые могут пригодиться ребенку через много лет для лечения самых разных болезней.

В Uplay бесплатно раздают Assassin’s Creed 3

Точно по плану, который был обнародован на той неделе, Ubisoft организовала в системе Uplay бесплатную раздачу экшена с открытым миром Assassin’s Creed 3. Это будет последний подарок, который Ubisoft в этом году преподнесёт своим поклонникам.

Компания Apple отчиталась о взрывах iPhone в Китае

Представители американского бренда Apple отчитались о массовых взрывах смартфонов собственного производства, о которых все чаще сообщают китайские пользователи. В компании уверены, что самовоспламенение iPhone происходит не из-за недоработок Apple. Причиной тому являются внешние факторы.

Назван самый нелюбимый туристами регион России

Центр информационных коммуникаций (ЦИК) «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» составили рейтинг российских регионов с учетом их туристической привлекательности. Об этом в четверг, 8 декабря, сообщается на сайте ЦИК. На последнем месте списка из 85 позиций оказалась Чукотка.

В 2016 году тюменские предприниматели получили 310 микрозаймов

В 2016 году тюменские предприниматели получили 310 микрозаймов от фонда «Микрофинансовая организация предпринимательского финансирования Тюменской области». Общая сумма выданных денег в данном виде господдержки составляет 280 миллионов рублей.

Керчь вошла в справочник по доступному туризму Крыма

Министерство курортов и туризма РК разработало справочник туристических объектов Крыма для людей с ограниченными физическими возможностями, в которых, помимо других городов, вошла и Керчь. Керчи отведено девять страниц, начиная с 33.

Немцы и чехи рвутся в новогодний Новосибирск

По словам представителя международного туристического метапоиска momondo в России Ирины Рябовол, популярность Новосибирска в новогодние праздники связана с тем, что в этот период в нашем городе планируются массовые гуляния.