ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 74

перед умирающим картину его дурных деяний: «Вот твои грехи, ты убивал, прелюбодействовал,
грабил бедных, отказывал нищему в милостыне, собирал неправедно добытые богатства». Но всё эти
грехи перечисляются не для того, чтобы обвинить человека и склонить чашу судебных весов на
сторону ада. Дьявол напоминает человеку в его смертный час о его прегрешениях, чтобы вызвать у
него отчаяние и неверие в спасение. Поэтому и ангел-хранитель не противопоставляет перечню грехов
перечень благих деяний умирающего, а только призывает его верить в божественное милосердие,
примеров которого можно найти в Евангелии немало: добрый разбойник, Мария Магдалина,
отрекшийся от Христа апостол Петр. Ангел вдохновляет человека отвергнуть болезненное и
безнадежное видение прожитой жизни и собственных прегрешений. Дьявол же искушает больного
предаться отчаянию, к которому влекут несчастного сами его физические страдания. Подобное
отчаяние способно ввергнуть умирающего в еще более тяжкий грех, грех самоубийства. У его
изголовья дьявол протягивает ему кинжал со словами: «Ты убил сам себя».

Не менее опасно, однако, другое искушение. Лежащий при смерти может впасть и в излишнюю
самоуверенность и начать рассматривать прожитую жизнь с тщеславием. Дьявол у изголовья внушает
больному мысли, исполненные греховной гордыни: «Ты заслужил венец», «Возвеличь сам себя» и т. п.
При всех искушениях первого рода умирающий, оценивая свою жизнь, получает последний шанс
доказать силу своей веры.

При искушениях второго рода дьявол являет взору умирающего все то, что смерть грозит у него
похитить, все, чем он обладал, что он любил при жизни и хотел бы удержать навсегда. Все преходящие
земные блага, собиравшиеся годами с такими трудами, хлопотами, нежностью. Это могут быть живые
существа: жена, дети, близкие друзья, но могут быть и «все иные вещи мира сего», желанные человеку,
дарующие ему выгоду или наслаждение. Любовь к людям и любовь к вещам рассматриваются здесь
одинаково как проявления avaritia — не в смысле алчного стремления копить, а в смысле страстной,
жадной привязанности к жизни, будь то к вещам или к людям, даже к тем, кто с нашей сегодняшней
точки зрения заслуживает как раз самой полной и безграничной привязанности: жена, дети. Avaritia —
это чрезмерная, на взгляд моралистов XV в., привязанность к земному, ко всему, что было дорого
человеку при жизни. Любовь к людям и любовь к вещам считались равно заслуживающими осуждения,
ибо то и другое равно отдаляли человека от любви к Богу.

Умирающий, соблазняемый дьяволом, останавливает взгляд на своем большом и прекрасном доме,
чудесным образом являющемся его слабеющему взору. Буквально в ногау своей постели он видит
вдруг погреб, полный винных бочек, конюшню с лошадьми. Его могут растрогать родные,
обступившие его смертное ложе, которых ему предстоит покинуть. Однако гравюры заставляют
думать, что умирающий доверяет дорогим сердцу вещам больше, чем людям. Слезы родных начинают
казаться ему лицемерными, он подозревает домашних в желании завладеть поскорее наследством, и,
наконец, в приступе ярости и отчаяния он пинками отгоняет их от себя.

Но предстоит навсегда расстаться с домом, садом, всеми удобствами и удовольствиями жизни, и
умирающий не в силах устоять перед грехом avaritia. Он чувствует, как поднимается в нем безумная
любовь к жизни, причем он меньше цепляется за жизнь как таковую, за биологический факт
существования, чем за блага, накопленные при жизни. Рыцарь «первого Средневековья», до XIII в.,
умирал во всей простоте, как евангельский Лазарь. Человек «второго Средневековья» и начала Нового
времени подвергался искушению умереть как неправедный скряга, надеявшийся унести свое добро с
собой даже на тот свет. Конечно, церковь предупреждала богачей, что, чрезмерно привязанные к своим
земным сокровищам, они попадут в ад. Но и в этой угрозе было нечто утешительное: проклятие
обрекало человека на адские муки, но не лишало его сокровищ. Богач, неправедно наживший свое
добро и потому попавший в ад, изображен на портале в Муассаке (XII в.) с неизменным кошельком на
шее, и этот утешительный для богачей образ будет повторяться отныне во всех сценах Страшного суда.

На картине Иеронима Босха в Национальной галерее в Вашингтоне, которая могла бы служить
иллюстрацией к какому-либо трактату об «искусстве умирать», дьявол с явным трудом втаскивает на
кровать умирающего тяжелый толстый мешок с золотыми монетами. Теперь больной сможет
дотянуться до него в свой смертный миг и не забудет взять его с собой. Кому из нас, сегодняшних,
пришло бы в голову попытаться захватить с собой в загробный мир пакет акций, машину, бриллианты!
Человек Средневековья и в смерти не мог расстаться с нажитым добром: умирая, он хотел иметь его
возле себя, ощупывать его, держаться за него.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Названы полезные продукты, резко повышающие уровень сахара в крови

Названы некоторые полезные продукты, которые способны вызывать резкие скачки уровня сахара в крови из-за высокого гликемического индекса, сообщает издание "Аргументы и Факты".

«Руки-базуки» Кирилла Терешина оказались подделкой

Россиянин Кирилл Терешин, прославившийся благодаря крупным бицепсам, увеличил их с помощью инъекций вазелина. Об этом со ссылкой на хирурга Сеченовского университета Дмитрия Мельникова сообщает «МК».

В сети появилось много информации об игре Star Wars Jedi: Fallen Order

Ранее ИА REGNUM сообщило, что Electronic Arts не планирует выводит Star Wars Jedi: Fallen Order в ранний доступ ни для каких категорий подписчиков сервиса Origin. В компании объяснили это нежеланием появления в сети различных спойлеров.

В Huawei считают Harmony OS новым поколением Android

Винсент Панг во время официального выступления заявил, что руководство Huawei считает новую ОС не заменой, а следующим поколением Android. Разработчики планируют выпустить Harmony OS через шесть-девять месяцев. Установят новую ОС на смартфоны линейки Mate 30.

Стоимость «Москва-Сити» оценили в 701 млрд рублей

Аналитики консалтинговой компании Cushman & Wakefield подсчитали стоимость всех небоскребов в «Москва-Сити». По их данным, она составляет 701 млрд рублей. Об этом пишет «РИА Новости» в пятницу, 15 ноября.

Эксперты посчитали выгоду от компенсации многодетным семьям по ипотеке

Выплата компенсации части ипотеки для многодетных семей поможет сократить срок выплаты кредита за трёхкомнатную квартиру до 4,5 года. Об этом сообщает издание «Профиль». За образец взяли семью, в которой двое работающих людей, каждый месяц тратящих половину своего дохода на оплату ипотеки.

Маршруты культуры. В России создадут общий бренд для музеев

Эксперты отметили, что музейные маршруты России должны привлекать не только гостей, но и самих жителей.

В Архангельске начнут продавать дешевые туры в Арктику

Напомним, стоимость 10-дневного тура к берегам Земли Франца-Иосифа начинается от 1,2 млн рублей. По данным национального парка «Русская Арктика», туры активно покупают туристы из Китая, США, Австралии и Европы.