ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 100

В действительности верно обратное: именно человек предкапиталистической эпохи желал «сойти в
могилу нагруженным золотом и богатствами», сохранить свое сокровище и in aetemum, в вечности, ибо
испытывал голод по нему, «священную жажду золота», и не в состоянии был с ним расстаться. Он
соглашался умереть, но не в силах был оставить дом, сад, накопленное добро. Напротив, в
капиталистическом обществе со времен папаши Грандэ, являющего собой еще пример традиционной
avaritia, весьма редко случалось, чтобы бизнесмен проявлял в свой смертный час такую привязанность
к своему предприятию, к ценным бумагам, виллам, яхтам или скаковым лошадям. Современная
концепция богатства не оставляет смерти того места, которое признавалось за ней в средние века и
вплоть до XVIII в., несомненно, именно потому, что эта концепция менее гедонистическая и интимная,
более метафизическая и моральная.

Для средневекового человека avaritia, жадная привязанность к своему добру, была страстью гибельной,
разрушительной, ибо обрекала его, христианина, на вечное проклятие, но также и потому, что мысль
потерять в свой смертный час все любовно нажитые богатства ввергала его в невероятные душевные
терзания. Поэтому он с такой готовностью ухватился за соломинку, которую протягивала ему церковь.
Момент смерти был избран здесь для того, чтобы при помощи завещания исполнить ту экономическую
функцию, которую в других обществах исполняли дары или организации публичных празднеств
должностным лицом на собственный счет. В обмен на благочестивые распоряжения, изложенные в
завещании, умирающий получал гарантию вечных благ в потустороннем мире и вместе с тем — в этом
состоял второй аспект завещания — пользование земными благами оказывалось оправданным, а
прижизненная avaritia, страсть к накопительству и привязанность к своему добру,
реабилитированными перед Богом и церковью.

А.Воше пришел своим путем к весьма сходным выводам, «Богатый человек, то есть человек
могущественный, находится в наилучшем положении, чтобы обеспечить свое спасение». Другие будут
за него поститься и совершать паломничества к святым местам от его имени. Он «может путем
дарений, благочестивых фундаций и раздачи милостыни непрерывно приобретать все новые заслуги в
глазах Бога. Богатство не только не проклятие, но выступает скорее как преимущественный путь к
святости». Аскетический идеал, господствовавший в монашеской среде, превозносил способность
отказаться от земных благ. «Но кто может отказаться, если не тот, кто ими обладает? Бедняку же
доступно только одно средство — молиться за своего благодетеля»

Награда ожидает щедрого богача не только в мире ином. Она гарантирована ему уже на земле. Многие
тосканские грамоты в пользу монастырей начинаются словами: «Тому, кто дает святым местам...
воздается стократ в этой жизни». Также и крестоносцам епископы обещали «двойную награду»: победу
и добычу на земле и вечное блаженство на небе.

В начале XIV в. один из богатейших граждан города Аррас, Бод Креспен, окончил свои дни в аббатстве
Сен-Вааст, которому много лет благодетельствовал. В его монастырской эпитафии говорится, что он
был не таким монахом, как другие. Его смирение было тем более похвальным и заслуживающим
восхищения, что прежде он был богат и могуществен. «Благодаря ему жило в великой чести больше
людей, чем благодаря сотне других» [182].

Блаженны алчные! Восхваляя таких богачей, принявших незадолго до смерти монашеский обет,
авторы их эпитафий патетически перечисляют обширные богатства, которые те оставили, уйдя в
монастырь. Чем больше был грех стяжательства, совершавшийся ими в миру, тем величественнее были
их жертва и искупление. Неправедно нажитое подлежало проклятию, если только не
перераспределялось по завещанию в пользу церкви. Да и как могли служители церкви безоговорочно
подвергнуть проклятию то, что в конце концов оседало в их подвалах и амбарах и превращалось в
духовное сокровище молитв и богослужений? Ведь люди церкви и сами любили вещи, и религиозное
искусство «второго Средневековья» с его «Благовещениями», «Рождествами», «Посещениями Марии
Елизаветой», где мы в изобилии встречаем предметы повседневного быта, питалось этой любовью к
вещам, соединенной с любовью к Богу.

Но сопряженное со смертью перераспределение богатств «на дела благочестия» было не единственным
оправданием пользования накопленными земными благами. Начиная с XIV в. мы находим в
завещаниях еще один тезис, призванный представить накопление благ мира сего делом совершенно
законным с точки зрения религиозной морали: «Я желаю распорядиться добром, которое Бог, мой
Создатель, мне послал и предоставил...» (1314 г.); «Желая распределить из почтения и благоговения

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

В Курганской области заявили об успехах в оптимизации здравоохранения

Департамент здравоохранения Курганской области заявил о существенном повышении эффективности расходов в подведомственных учреждениях. Только за девять месяцев текущего года Департаменту удалось сэкономить и перераспределить в рамках своих полномочий 160 млн рублей.

Онищенко порекомендовал, как не заболеть в 40-градусные морозы

Экс-глава Роспотребнадзора и Санинспекции РФ порекомендовал, как не заболеть в 40-градусные морозы. По словам Геннадия Онищенко, для профилактики сезонных недугов следует пить имбирный чай и витамины. Наступление холодов несет множество различных заболеваний, в том числе и опасные ГРВИ.

В сети появились новые данные о грядущем флагманском Xiaomi Mi 10

Ранее о смартфоне Xiaomi Mi 10 было известно лишь то, что компания на данный момент занимается его разработкой и возможно, она оснастить его экраном нового поколения. Однако буквально сегодня в сеть был опубликован целый ряд новых подробностей о грядущем флагмане.

Низкие зарплаты связали с утечкой персональных данных

В центре технологий, медиа и телеком EY считают, что утечки персональных данных российских пользователей происходят из-за низкой зарплаты сотрудников компаний, их хранящих. 88% случаев в России происходит именно по вине работников, тогда как в мире этот показатель равен 56%.

В октябре рынок новостроек Москвы пополнился 10 новыми проектами

По итогам октября 2019 года рынок новостроек Москвы пополнился десятью новыми проектами. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании «БЕСТ-Новострой», уточнив, что в октябре 2018 года на первичный рынок вышло 16 новых объектов.

Виталий Мутко: Корректировки планов по объемам строительства и ввода жилья в сторону уменьшения не будет!

Как ранее информировал портал ЕРЗ.РФ, если в 2014 году застройщикам было выдано разрешений на строительство 76,4 млн кв. м жилья по всей России, то в 2018 году этот объем ужался до 48,9 млн кв. м. Впрочем, факт падения темпов строительства жилья по стране признает и сам Виталий Мутко.

В Петербурге появится комбо-отель

У комбо-отеля «Novotel Санкт–Петербург Аэропорт», управляемого AccorHotel, есть все шансы, чтобы стать идеальным местом для для гостей нового поколения. Первые гости сюда смогут заехать уже в 2021 году.

На чеченском курорте планируют построить канатку за 4,2 млрд рублей

На чеченском курорте «Ведучи» построят канатную дорогу за 4,2 млн рублей, сообщает ТАСС. Конкурс на портале госзакупок объявило АО «Курорты Северного Кавказа». Заявки от желающих реализовать проект принимаются до 15 ноября.