ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 146

позу умершего, приобрести сходство с умершим, но с умершим блаженной смертью праведника!
Беллармин в своем трактате также рекомендует эту позу, но считает себя обязанным сделать
смягчающую поправку: Бог сам, пишет он, часто посылает умирающим чудесную силу, позволяющую
им совершить этот последний жест благочестия. В искусстве Позднего Средневековья и Нового
времени было весьма распространено изображение Святой Девы, в момент своей кончины также
стоящей на коленях.

Молодая женщина, о которой пишет Барбара своей дочери, была тогда «так истощена, что, хотя еще
живая, она казалась уже охваченной смертью, была невероятно обезображена, она, бывшая в свое
время столь прекрасной, столь величественной! И вот как только она опочила в Господе, бледность и
напряжение изгладились с ее лица. Черты ее утратили жесткость, отталкивающий вид, и лик ее
преисполнился благородной красоты и величавого достоинства. Столь прекрасная, с уже не
искаженными чертами, она казалась не мертвой, а спящей». Итак, мы снова, уже в среде ученых и
склонных к рационализму гуманистов, возвращаемся к традиционной модели «лежащего», спящего
вечным сном блаженства и покоя.

Новым здесь является подчеркивание красоты, несказанной гармонии черт, наступившей после
финальных судорог агонии. Явление посмертной красоты лика объединяется в этом рассказе с другими
сверхъестественными проявлениями святости, наблюдаемыми на теле святой после ее смерти:
разверстые язвы мгновенно зажили, рубцы исчезли и вместо смрада гниения распространился
тончайший аромат, наполнивший каждого в доме и за его пределами восторгом и умилением. В своем
письме рассказчик объясняет происшедшее триумфом чистой души над угнетенным телом. Покойная
жила «в вере, почти не во плоти». Отсюда и чудесное преображение ее тела после смерти. «Как если
бы благородство ее души облачило его одеянием красоты». Чем ближе к нашим временам, тем меньше
такое превращение будет восприниматься как нечто чудесное и исключительное, свойственное лишь
святым. Сколько раз еще сегодня мы говорим, глядя- на дорогого нашему сердцу умершего,
банальные, но все же утешительные слова: «Он словно спит».

Смерть прекрасная и поучительная, конец жизни праведной и святой, напоминает еще традиционную
прирученную смерть, принимаемую с доверием и покорностью. Но эта новая смерть не лишена
некоторой театральности, по которой знатоки сразу узнают наступивший век барокко. Этот элемент
театральности, до конца XVIII в. еще сдержанной, перерастет в большую риторику смерти, столь
характерную для европейского романтизма.

Смерть вольнодумца

Устраняя тревогу момента физической смерти, новая концепция могла иметь и другое следствие, менее
благоприятное для религиозного благочестия. Был риск вообще предать забвению метафизический
смысл смертности человека и тем способствовать безразличию или даже неверию. Именно это и
случилось. Примеров тому довольно много, хотя было бы неверно видеть именно здесь истоки
необратимой эволюции в сторону атеизма или научного отрицания бессмертия души и загробного
мира.

Когда Эразм занемог, он увидел в своей почечной болезни или в падении с лошади знак Провидения,
призыв к размышлению о смерти и спасении души. Джованни Баттиста Джелли, сочинения которого
исследовал А.Тененти, в аналогичных обстоятельствах реагировал по-другому. Он не поверил в
предупреждение и гордился этим: «Я помню, что у меня была болезнь, приведшая меня к вратам
загробного мира, и я никоим образом не думал, что умру. Я только насмехался, когда меня хотели
заставить исповедаться. Если бы я тогда умер, я так и ушел бы, не думая об этом и без всякой печали».
Уйти в неведении, забыть о существовании смерти — что же может быть лучше! В этом-то и есть
превосходство животного над человеком. Джелли рассказывает, что на острове Киркеи Одиссей
спросил одного из своих спутников, обращенных волшебницей в свиней, почему он не хочет вновь
стать человеком. Тот ответил, что великое несчастье человека состоит в знании смерти, страхе перед
ней и в ощущении быстротечности времени. У животных же нет ни знания, ни страха, ни этого

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Подготовку тренеров из числа инвалидов планируют начать на Ставрополье

Власти Ставропольского края планируют начать подготовку тренеров из числа спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Об этом ТАСС сообщил министр физической культуры и спорта края Роман Марченко.

России предрекли эпидемию циррозов

Ситуацию с неуклонным распространением хронического вирусного гепатита в России эксперты считают тяжелой и предрекают уже через 10 лет резкий рост числа пациентов с циррозами вирусной этиологии, что потребует значительных финансовых затрат.

Apple может открыть производство в Индии из-за дешевой рабочей силы

23 марта The Wall Street Journal сообщила о том, что компания Apple намерена открыть производство iPhone в Индии. Эксперт портала Mobile Imho Андрей Соловьев в интервью агентству Nation News предположил, что компания пошла на такой шаг из-за дешевой рабочей силы в Индии.

Ученые создали самое большое в мире рукотворное Солнце

Группа специалистов из Германии построила самое большое в мире искусственное Солнце — так специалисты называют созданный ими мощнейший источник света.

Сбербанк снизил ставки по потребительским кредитам в рамках акции

Сбербанк запустил весеннюю акцию со сниженными процентными ставками по потребительским кредитам. Снижение ставок составило до 3 процентных пункта от базовой линейки.

Стоимость апартаментов комфорт-класса в Москве снизилась на 4,9%

В феврале 2017 года средняя стоимость апартаментов комфорт-класса в Москве снизилась на 4,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Об этом «Стройгазете» сообщили в аналитическом отделе компании Est-a-Tet.

В 2018 году стартуют экскурсии к месту крушения «Титаника»

Новый туристический маршрут запустит британская компания Blue Marble Private. Стоить такой тур для одного человека будет 105 тысяч долларов.

Российский бегун-путешественник Александр Капер посетит Казань

28 марта в 10.00 часов в рамках социального проекта «Москва-Пекин: навстречу будущему» Казань посетит российский бегун-путешественник Александр Капер, который отважился за 200 дней пробежать из Москвы до Пекина.