ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 207

средневековым и ренессансным индивидуализмом, которому в других местах пришла на смену в
XIX в. любовь близких сердец по обе стороны смерти.

На исходе XIX в. иконография душ чистилища испытала встречное влияние спиритизма. На больших
полотнах академической живописи, как, например, в соборе в Тулузе, душа усопшего представлена
развоплощенным, освободившимся от бренной оболочки духом, чье астральное тело плавает отдельно
в потоках воздуха. К концу XIX в. иконография во многих случаях возвращается к средневековому
символизму, и на неоготических витражах той эпохи души, пылающие в огне чистилища, изображены
опять как безликая толпа, без всякой портретной индивидуализации. Дело в том, что персонализация
усопшего обрела тогда другие, более рафинированные способы выражения. В среде французской
буржуазии начала нашего столетия вошло в обычай распространять среди родственников и друзей
изданные печатным способом листки с наклеенной сверху фотографией покойного, кратким описанием
его жизни и благочестивыми цитатами, напоминающими эпитафии. Это тоже было своего рода
memento, но не memento mori, не напоминание о неизбежности смерти, a memento illius, напоминание о
самом умершем. Во французском тексте говорилось: «Поминайте в своих молитвах такого-то...»

Мы видели, как происходит переход от индивидуалистического (для себя) почитания душ чистилища к
альтруистическому. Это было вызвано изменениями в коллективной чувствительности тогдашних
людей, и не случайно, что историк Жюль Мишле, давая в своей «Ведьме» в середине XIX в.
истолкование средневековому ведовству, инстинктивно исходит из той же системы чувств.

Магическую практику овладения властью, богатством, знаниями, сердцами людей он превращает в
средство вновь вызвать дорогих ушедших, которых не перестают любить и оплакивать.

В действительности если ведьмы вызывали умерших, то лишь для того, чтобы вырвать у них тайны
будущего или секреты успеха. Мишле приписывает средневековым ведьмам стремление, которого во
времена настоящих ведьм еще не было, которое было чуждо миру традиционного ведовства, но было
не чем иным, как целью американских спиритов эпохи самого историка. Сегодняшнего читателя этот
наивный анахронизм Мишле может поразить: мы мало узнаем на самом деле о средневековых ведьмах,
но зато очень многое о чувствах его собственных современников!

Мишле представляет человека Средневековья просящим У ведьмы, чтобы она возвратила ему «на час,
на мгновенье тех возлюбленных умерших, которых мы тебе передали». Тебе, Природе. Тому же
средневековому человеку историк XIX в. придает свою собственную нетерпимость к забвению
усопших. «Как это возможно, чтобы мой отец, для которого я был единственным и который так
неистово любил меня, возможно ли, чтобы он не явился мне?» В отличие от своих далеких предков,
терпеливо молившихся за спасение душ чистилища, но пребывавших в неведении относительно их
судьбы на том свете, современники Мишле, современники спиритов, не хотят ждать: они желают сразу
же, как можно скорее, увидеть вновь своих умерших. В свою очередь, тем, спокойным, очень занятым,
отвлеченным суетой жизни, кто, кажется, забыл об усопших, они сами напоминают о себе, пишет
Мишле.

«Туманным темным утром, вечером, приходящим так быстро поглотить нас в своей тени, десять,
двадцать лет спустя, совсем слабые голоса раздаются у вас в сердце: «Здравствуй, друг, это мы... Ты не
слишком страдаешь, потеряв нас, и можешь обходиться без нас. Но мы без тебя — нет, никогда».
Забвение — самый большой упрек, какой мертвые могут сделать живым. «Мертвые, бедные мертвые,
велики их страданья», — писал Шарль Бодлер. «Увы, они ушли, — продолжает Мишле, — тихая,
замирающая жалоба! Справедливая? Нет, пусть лучше я тысячу раз забуду себя, чем их».

И однако, забвение приходит само как неизбежная эрозия времени. «Некоторые следы ускользают, они
уже менее ощутимы, некоторые черты лица не то чтобы изгладились, но омрачились, поблекли.
Жестоко, горько, унизительно чувствовать себя столь слабым». В этом отчаянном, мучительном
желании удержать дорогой образ, вернуть его хоть на мгновение Хитклифф у Эмили Бронте открыл
гроб своей возлюбленной. Другие, в том воображаемом Средневековье Мишле, прибегают к помощи
ведьм. Ведьма ведь заключает договор с Сатаной, «царем мертвых», она умеет их вновь вызвать к
жизни. Сатана имеет жалость к живым, потерявшим близких, церковь — нет. «Вызывание умерших
прямо запрещается», и даже Святая Дева, идеал милосердия, не откликается на эту мольбу сердца.
Однако, «несмотря на запреты церкви, мужья и любовники возвращаются к постели безутешных
женщин. Вдова ночью, в воскресенье, вновь надевает свое подвенечное платье, и дух является ее
утешить»

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые предположили, как люди делятся на левшей и правшей

Ученые из Рурского университета в Германии выдвинули гипотезу о том, что леворукость и праворукость формируются благодаря спинному мозгу, еще до появления его связи с головным. Результаты работы были опубликованы в журнале eLife.

Ученые определили самое опасное место в холодильнике

Ученые убеждены, что в отделении для овощей могут обитать кишечная палочка, сальмонелла и прочие опасные микроорганизмы. Для того чтобы сохранить свое здоровье в безопасности людям необходимо промывать продукты перед тем, как положить их в холодильник.

Роскомнадзор запросил данные о посещаемости новостных агрегаторов

В ведомстве отметили, что после анализа и проверки предоставленных сведений об агрегаторах, которые используют более 1 млн человек в сутки, компании должны будут предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие идентифицировать владельца новостного агрегатора.

В Дубае построят вращающийся небоскреб к 2020 году

Первый в мире небоскрёб с вращающимися этажами под названием The Dynamic Tower построят в Дубае к 2020 году, сообщает британское издание The Daily Mail.

Стадион на Крестовском передадут «Зениту» до 1 августа

Стадион на Крестовском острове будет передан "Зениту" позже, чем планировалось. Как сообщили в понедельник представители комитета Смольного по инвестициям, власти Петербурга подпишут с клубом концессионное соглашение о передаче стадиона до 1 августа.

Спрос и предложение на рынке аренды квартир в Москве сравнялись

Спрос на аренду московских квартир в декабре 2016 года вырос на 31%, а предложение квартир продолжило снижаться, сократившись на 4,5%, по сравнению с декабрем 2015 года. Таким образом, в январе 2017 года спрос был практически равен предложению, сообщили в компании «Миэль-Аренда».

Турист из России упал с 12-го этажа в Таиланде и погиб

На курорте Паттайя в Таиланде, по данным местных СМИ, погиб иностранный турист. Как сообщается, мужчина был из России. Уже удалось установить, что 16 февраля турист упал с 12 этажа.

Обзор федеральных СМИ: Внедорожная карта. Курортный сбор идет ко дну. Не наше всё

НАЛОГИ Ведущие здравницы отказываются от введения курортного сбора, который в сентябре прошлого года поддержал президент Владимир Путин. Обложить новым налогом туристов планируют лишь чиновники из не самых популярных мест отдыха, пишет НГ. Первым от спорной курортной затеи отказался Севастополь.