Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 50

— участвовать в похоронах. Например, элевсинским жрецам нельзя было посещать дом, в котором
находился умерший, могилы и погребальные трапезы. Такие же ограничения налагались и на служи
тельниц Деметры на о-ве Косе [Garlan R., р. 45]. Лица, участвовавшие в похоронах, не имели права
приносить жертвы богам» [Семина К.А.,с. 100—101].

Схожие запреты были заповеданы и Израилю: 21 . (1) И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «СКАЖИ КОГЕНАМ,
СЫНАМ АГАРОНА, И СКАЖИ ИМ: НИ-

90

КТО ИЗ НИХ ДА НЕ ОСКВЕРНИТСЯ ПРИКОСНОВЕНИЕМ К УМЕРШИМ ИЗ НАРОДА СВОЕГО. (2) ТОЛЬКО БЛИЖАЙШИМ
РОДСТВЕННИКОМ СВОИМ: МАТЕРЬЮ СВОЕЙ И ОТЦОМ СВОИМ, СЫНОМ СВОИМ И ДОЧЕРЬЮ СВОЕЙ, И БРАТОМ
СВОИМ, (3) И СЕСТРОЙ СВОЕЙ, ДЕВИЦЕЙ, БЛИЗКОЙ К НЕМУ, НЕ БЫВШЕЙ ЗАМУЖЕМ, МОЖНО ЕМУ
ОСКВЕРНИТЬСЯ... (10) КОГЕН ЖЕ ВЫСШИЙ ИЗ БРАТЬЕВ СВОИХ, НА ГОЛОВУ КОТОРОГО ВОЗЛИТО МАСЛО ДЛЯ
ПОМАЗАНИЯ И КОТОРЫЙ УПОЛНОМОЧЕН ОБЛАЧАТЬСЯ В ОДЕЖДЫ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ, - ВОЛОС ГОЛОВЫ СВОЕЙ ДА
НЕ РАСТРЕПЛЕТ И ОДЕЖД СВОИХ ДА НЕ РАСПАРЫВАЕТ... (11) И НИ К КАКОМУ УМЕРШЕМУ НЕ ДОЛЖЕН ОН
ПОДХОДИТЬ, ДАЖЕ ОТЦОМ СВОИМ И МАТЕРЬЮ СВОЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ОН ОСКВЕРНЯТЬ СЕБЯ» [ВАИКРА 21 Эмор].

(Ср. также наставления одного из малых пророков [Агг. 2: 13].)

Подобные запреты, связанные со смертью (как, впрочем, и с рождением) и ведущие к ритуальной
нечистоте, хорошо известны и у индоевропейцев, в частности содержатся в брахманистских
дхармашастрах — сборниках предписаний о правилах поведения (например, в «Законах Ману»; II в. до
н.э. — I в н.э. [ЗАКОНЫ МАНУ. V: 58, 59, 61, 62, 64, 65, 67— 85, 103]).

Возможно, наиболее детальные указания на различного рода предохранительные меры, призванные
нейтрализовать оскверняющие свойства трупа, содержатся в Вендидаде (Видевдате) Авесты (1-я
половина I тыс. до н.э.) — собрании предписаний о правилах поведения и ритуального очищения для
верующего, касающихся в основном отношений к смерти и мертвому телу [Wolff F.; Darmesteter J.].

В той же части предпохоронных, похоронных и постпохоронных обрядов, которые обычно обозначаются
как «траур», несмотря на кажущееся их этнокультурное разнообразие, по мысли Л.Я.Штернберга, ино
гда наблюдается не только обилие одинаковых черт, но порой и полное их сходство.

Траур (от нем. trauern — "горевать", "оплакивать") — форма внешнего выражения горя, вызванного
утратой близкого существа, общественным бедствием, смертью крупного государственного или обще
ственного деятеля. Замечательно почти полное тождество траурных обычаев у народов самых
различных рас, географически отдаленных друг от друга и весьма несходных в культурном отношении.
Почти универсальны такие обычаи, как ношение одежды особого цвета или особых нашивок (плерезы)
на ней (в Европе — черный, в Китае — белый, в Турции — синий или фиолетовый, в Египте — желтый,
в древней Эфиопии — серо-землистый и т.д.); раздирание одежды, отрезание волос (Геродотовы
скифы [Геродот. IV: 71], Гомеровы греки, евреи, фиджийцы, тасманийцы, гунны, албанцы, гавасы и т.д.;
египтяне — выбривание ресниц); отращивание волос и бороды (Геродотовы египтяне [Геродот. II: 36]);
самоизувечения всех видов (жители о-вов Тонга, например, наносят себе раны в голову и режут тело
ножами, раковинами и т.п.; на о-ве Фиджи после смерти одного вождя приказано было отрезать сто
пальцев; по смерти царя скифы отрезают кусок своего уха, делают кругом надрез на руке,
расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами [Геродот. IV: 71]); нанесение себе ран
(библейский запрет: «Вы не должны делать никаких разрезов на вашей плоти ради покойников, ни
запечатлевать знаки на себе» («Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на
себе письмен»

91

[Левит. 19: 28]. — /О.С.) свидетельствует о широком распространении этого обычая); посты
(полинезийцы, древние египтяне, евреи; ср. пост Давида по поводу смерти Саула и Ионафана);
самоубийства, громкие причитания и восхваления покойника; периодичность траура, очищение от
траура
(например, уничтожение траурной одежды неграми Золотого Берега; после похорон скифы
сперва умащают и затем промывают голову, а тело очищают в паровой бане [Геродот. IV: 73]).

О трауре, вернее, о цветовой символике смерти у ранних индоевропейцев см., например, [Клейн Л.С., с. 78, 79].

Множество табу связано с трауром (у полинезийцев, к примеру, запрещались приготовление пищи,
зажигание огня, выход из дома, произведение шума; то же и у евреев XIX — начала XX в.: первый
восьмидневный траур сопровождался абсолютным запретом выхода из дома, обязательным сидением
на полу, прекращением всякой работы, запрещалось умываться, стричь волосы и ногти).

Ср.: «Вы — сыны Господа, Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами
вашими по умершему» [Второзаконие. 14:1]. Согласно Плутарху, схожие запреты установил и афинский архонт (с
594 г. до н.э.) Солон [Плутарх. Солон и Попликола: 21]. Запрет на самоистязание во время похорон содержится и в
раннем римском праве (V в. до н.э.) [ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. X: 4], да и в законах «сакрального права» многих других
народов.

Человеческие жертвоприношения — существовали у греков, римлян, германцев, персов и у
монголов времен Марко Поло; у племени вадо, например, вождь хоронится вместе с невольником
и невольницей, а дагомейский король (как и недавние правители государств фон, бини, йоруба и
бабука [Оля Б., с. 110, 111]. — Ю.С.) — с сотнями жен, евнухов, певцов, барабанщиков и солдат;
кроме того, его периодически продолжают снабжать новыми слугами, устраивая кровавые
поминки; каждый день убивается военнопленный, который посылается с донесениями к покойнику
от короля и т.п. [Штернберг Л.Я., с. 204—206]. (Текст Л.Я.Штернберга дан в сокращенном и
несколько видоизмененном варианте, дополнен некоторыми примерами, курсив мой. — Ю.С.)

26 В конкретных ситуациях прохождение этих стадий может осуществляться как последовательно,
так и одновременно.







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Специализированные медцентры Ростова проведут бесплатные консультации

Работники специализированных медицинских центров Ростова проведут бесплатные консультации в рамках акции «Новый Ростов - здоровый Ростов».

Минздрав доверит оценку качества работы ЛПУ пациентам в онлайн

Минздрав представил на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по организации оценки удовлетворенности качеством работы медицинских организаций посредством личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг».

Реестр браконьеров создан в нацпарке «Земля леопарда»

Как и центральный сервер, приложения полностью автономны и работают без доступа к сети, что особенно актуально в условиях отсутствия мобильной связи в лесу — заместитель директора "Земли леопарда" по охране Евгений Стома.

Петербуржцы в октябре смогут увидеть сближение трех планет

Планеты будут видны в утреннем небе. А 18 октября к Марсу и Венере присоединятся Меркурий и Луна.

Объемы строительства продолжают снижаться

Объемы строительства снижаются после рекордных показателей 2016 года, по итогам которого застройщики сдали на 160 тыс. кв. м больше, чем планировали.

Стартовали продажи в новом корпусе комплекса Only

Девелопер Central Properties, как пишет «Метриум Групп», открыл продажи в корпусе A апарт-проекта Only.

Велосипедисты проехали за 110 дней путь от Владивостока до Брянска

В путь по России велосипедисты отправились 8 июня. За три с половиной месяца побывали в 23 регионах страны.

Ярославль вошел в топ-10 гостеприимных городов России

Сайт Booking.com составил рейтинг самых гостеприимных городов России.