Вход
Текущее время Пн Авг 02, 2021 12:10 am
Найти сообщения без ответов
Одеяния
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 8:43 am
Заголовок сообщения: Одеяния
Ответить с цитатой

Цитата:
Сообщение VR

Перчатки для литургии?

К сожалению не могу найти в русском языке точного названия для перчаток, которые католические священники и епископы надевали во время совершения литургии. Дословный перевод с польского \"литургические перчатки\". Буду благодарна за помощь.



Рады приветствовать Вас на форуме, VR!

В русском языке литургические перчатки называют еще епископскими перчатками. На латыни они называются manicae или chirotheсae.
http://www.newadvent.org/cathen/06589a.htm
http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/magri/magri1/books/magrihierolexicon_3.html
http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/magri/magri1/books/magrihierolexicon_12.html

Литургические перчатки являются частью облачения епископов и кардиналов. Другие священнослужители, включая аббатов, не могут их использовать без специальной папской привилегии. Перчатки употребляются только в епископской мессе (литургии) и снимаются перед мытьем рук перед приготовлением Жертвы.
Считается, что наиболее ранние следы использования перчаток известны во Франции, откуда постепенно традиция распространилась и в другие страны, и стала общепринятой в Риме в X столетии.
Цвет перчаток должен соответствовать литургическому цвету дня (праздника), но никогда не бывает черным, поскольку перчатки никогда не используются в службе Страстной Пятницы и в мессах заупокойных.
Сегодня перчатки вяжут из шелка (иногда изготавливают из полотна) и украшают (например, на тыльной стороне) округлыми золотыми, серебряными или эмалевыми пластинами с изображением Христа с крестом и агнцем, или благословляющего Христа. Также перчатки иногда украшаются вышивкой, или расшиваются жемчугом и драгоценными каменьями.

Ян Веруш Ковальский в книге «Папы и папство» пишет:
«Во время литургических церемоний на руках папы - красные перчатки с вышитым на них крестом, а на ногах - расшитые золотом туфли».

Что касается символического смысла епископских перчаток, то это – символ чистоты. Эразм Роттердамский («Похвала глупости») пишет об этом так: «… руки, обтянутые перчатками , суть символ чистого и непричастного ко всему земному совершения таинств…»

Для того, что бы знать, как выглядят епископские перчатки, размещаю фрагмент фрески Симоне Мартини






Цитата:
VR ответила:

Благодарю за исчерпывающую консультацию. И особенно за Симоне Мартини :D
Простите, Галина, не вы ли были (есть) модератором Тоже Форума?'


Пожалуйста.
На Тоже Форуме я не являюсь модератором (и не являлась), хотя знаю, что там модератор тоже Галина :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 8:45 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вот еще два изображения, от того же Симоне Мартини







Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 8:48 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Сообщение VR:

Спасибо, Галина, может быть Вам пригодится это:







У меня есть еще, но очень плохое качество ксерокса, нет смысла сканировать


Конечно пригодится и, надеюсь, не только мне. Спасибо.

Еще одни
Епископские перчатки
The Hunt Museum, Limerick, Ireland

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 9:01 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Сообщение VR:

Спасибо, Галина. А у Вас есть датировка на эти ирландские перчатки? Прошу прощения за свою неаккуратность, завтра вышлю данные на те перчатки, что послала раньше

К вязаным перчаткам, которые послала ранее. Все они связаны иглой:

1. object: Armreliquiar d. Hl. Basilius
found:
stored: Münsterschatz Essen (Braun)
time: 12. Jh. (Braun)
stitch:
description: \"Horizontale Reihen kleiner schräger Linien, die sich in der einen nach rechts und in der folgenden nach
links neigen, deuten die Technik an, in welcher sich der Künstler den Handschuh hergestellt dachte\" (Braun, 367).
publications: Braun, Joseph: Liturgische Gewandung in Orient und Occident, 367.
pictures: [1 (Braun)]

2. object: Pontifikalhandschuhe Peters von Courpalay
found: Grab in St. Germaines-des-Pres, Paris/Frankreich, geöffnet 1793. (Braun, v. Bültzingslöwen)
stored: Ein Handschuh: Sammlung des Conte de LґEscalopier, Stadtbibliothek Amiens. Anderer Handschuh: Musée de Cluny,
Paris Nr. 10 720, Cat. Nr.: 6526. (v. Bültzingslöwen) Welcher Handschuh der Linke oder Rechte ist, darüber
sind die Angaben widersprüchlich.
time: 1334 (Braun, v. Bültzingslöwen)
stitch: Seide, einfache Verschlingung (Braun, v. Bültzingslöwen)
description: Die Rauten sind als Durchbruchmuster gearbeitet. (Braun, v. Bültzingslöwen) Die Technik ist hier
nachvollziehbar beschrieben.
publications: Braun, Joseph: Liturgische Gewandung in Orient und Occident, 370.
Braun, Joseph: Winke III, Bild 44
Regina von Bültzingslöwen, \"Nichtgewebte Textilien vor 1400\", II. Teil in \"Wirkerei- und Strickerei-Technik\",
Coburg, Juni 1954, Nr. 6, S. 45.
E. Maillard, Hyphé 1946/I
pictures: [Gesamt: Cluny (Braun)] [Gesamt: Amiens (v. Bültzingslöwen)] [Schema (Peise)] [Detail (Braun)]

3. object: Ein Paar Pontifikalhandschuhe \"des Bernardo degli Uberti\"
found:
stored: Sta. Trinitá, Florenz/Italien (Braun)
time: 12. /frühes 13. Jh. (Braun)
stitch:
description:
publications: Sigrid Müller-Christiansen, Sakrale Gewänder des Mitteralters
Braun, Joseph: Liturgische Gewandung in Orient und Occident, 369.
pictures: [1 (Braun)]');


Вот все, что известно об этих перчатках:

[i:]Knitted gloves (pair) Пара вязаных перчаток
Textile текстиль
L 27
NGI 12031 A - B
Costume; Religious / ritual equipment
A pair of knitted episcopal gloves. The letters IHS are centrally positioned on the back of each glove.
Пара вязаных епископских перчаток. Буквы IHS размещены на задней (тыльной) стороне каждой перчатки.[/i]


Качество фотографии неважное, и я попыталась «усилить» изображение с помощью эквалайзера. Так что, теперь можно разобрать эти буквы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 9:02 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Episcopal glove, XV century, Cathedral of Brixen



Цитата:
Сообщение VR

Вот еще пара перчаток, которые считаются испанскими.
Интересно, что правая пара почти в точности воспроизводит ирландские перчатки, опубликованные выше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 9:42 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Католическое церковное и литургическое облачение

Католическое церковное и литургическое облачение — облачения (одежда) используемая и носящаяся только представителями духовенства Римско-католической Церкви. Различают церковное, то есть то которое носится повседневно и литургическое, которое носится только во время литургии.

До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.

Различают облачения рядовых священников, епископов, кардиналов и папы.

Церковное облачение

Сутана;
Роше;
Мантилетта;
Моццетта;
Камауро;
Дзукетто;
Галеро;
Капелло;
Биретта;
Каппа Магна;
Феррайоула.

Литургическое облачение

Альба;
Саккос;
Амикт;
Казулла:
Манипула;
Далматика;
Туника;
Риза;
Литургические перчатки;
Паллий;
Стола;
Пояс;

http://religioninfo.org.ru/25886/25887/a266421
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 10:04 am
Заголовок сообщения: Литургическая одежда
Ответить с цитатой

Литургическая одежда возникла из основных исторических типов одежды и подверглась только незначительным изменениям, которые практически завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб устанавливается определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный.

Альба — льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами, подхваченное на боках поясом- цингулумом. Его носят представители высшего духовенства во время месс и других литургических служб.

Альмуциум — капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким воротником, закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и светской одеждой.

Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили представители духовенства, если у них не было собственного ритуального облачения.

Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на двух углах которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом, которое надевалось под альбу.

Далматика — верхняя литургическая риза дьякона римского ритуала, если он помогает священнику во время особой мессы, по случаю праздников и благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника. Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации (отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые носили ее поверх туники.

Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете литургии дня, которую носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету, материалу и декору похожа на манипул, только в два раза длиннее.

Комже — белая верхняя рубашка священников, густо присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.

Манипул — часть литургического одеяния, которая передается протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке. Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди в Древнем Риме. Поэтому первоначально он считался привилегией высшего римского духовенства.

Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка епископов, высших прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.

Митра - литургический головной убор лапы, кардиналов и епископов. Митра делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно, сзади с нее свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно декорируется вышивкой, а также жемчугом и золотом.

Паллиум — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см и украшены четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а также некоторые епископы и архиепископы, которые их могут использовать только во время архиерейской литургии.

Перчатки — вместе с митрой и скипетром символ епископского сана. Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой изображен Христос с крестом и овечкой или Христос благославляющий. Перчатки украшаются иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными камнями.

Пилеолус — круглая шапочка, которую носит папа (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ {фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета). Поскольку в определнных частях мессы ее не полагается иметь на голове, ее также называют Soli Deo {только Богу).

Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, которое напоминает бывший капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX века представители господствующих классов и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете литургии дня.

Рационале — архиерейское украшение для плеч, пандан к архиепископскому паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века было обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако, не является эмблемой сана, а только украшением.

Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает священник во время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды, которую носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая, широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном ритуале). В латинском ритуале вырез становится все больше, делая предплечья более свободными, и так возникает риза готической формы, которая была еще довольно широкой, с многочисленными складками, плавно спускающаяся с плеча на предплечье. Риза в стиле барокко — гладкая, без складок и довольно короткая.

Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого ритуала, похожее на римскую далматику. Сулерпелице — белая льняная или хлопчатобумажная риза духовенства, имеющая широкие, длинные рукава, спускающиеся до колен. Надевается при определенных литургических службах. У епископов и других прелатов подобным одеянием является рохета, которая отличается от суперпелице только узкими рукавами.

Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до щиколоток, спереди застегивающееся на пуговицы. В отличие от рясы она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом - цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов - фиолетовый, у кардиналов — красный, и только папа носит сутану белого цвета. В некоторых областях подобное одеяние имеет длину только до колен и называется сутанелла. Ряса похожа на сутану, но в верхней части не прилегает плотно, а делается свободной, с воротником — стойкой. Носили ее также судьи и члены академий.

Тиара - тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII веке при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.

Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона, соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.

Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая перевязь с лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды духовенства и членов ордена.

Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ своего сословия.

Иллюстрированная энциклопедия моды http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 2:39 pm
Заголовок сообщения: Цвета богослужебных облачений. символика цветов
Ответить с цитатой

Цитата:
Цвет перчаток должен соответствовать литургическому цвету дня (праздника)


Как раз самое время поговорить о том, какие цвета церковных облачений используются в соответствии с какими церковными праздниками.
Поэтому размещаю здесь фрагмент из "Настольной книги священнослужителя" (православной церкви).

Цвета богослужебных облачений. символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

I. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.

II. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.

III. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный.

IV. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный.*

V. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый

День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.

VI. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 году для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.
Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов.
Иконописные "лицевые подлинники" указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того или иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим \"расшифровка\" символического значения цветов в Церкви довольно затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки световой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова "Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве"1. Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина1. Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от ХI века вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.
В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления - белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.*

Спектр солнечного света - это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение "завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и "мост" между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.
Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, "и вокруг престола радуга" (Откр. 4, 3). В другом месте он видит "Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга" (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что "одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег" (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.
Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет - не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.
Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам.
Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена "жена Агнца" - Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит "Новый Иерусалим", духовно также означающий Церковь - "жену Агнца". Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию Крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в Таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа "Божественного света", "Солнца правды" и "Света миру". Господь Иисус Христос есть "Свет от Света" (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.
В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: "Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохристианской культуры. Весь мистический путь \"познания\" первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе "Божественного света". "Преображенный" человек мыслился как "просветленный". Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильничные мотивы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. "Канон утрени" завершался восклицанием предстоятеля: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: "Я свет миру" (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины".

Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты* в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже - в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими.

Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу светом земли и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.

Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.

В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это - красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, обычные. Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии старинных или обычных красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов - колориметров.

Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи Таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении. "Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть "сияние славы Отчей", "Царь мира", "Архиерей грядущих благ". Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. Поэтому, если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца - Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины. Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) - о Боге Сыне, голубой (синий) - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богородицы знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - и в Благовещении, и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богородица является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, "Господа Животворящего". Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в Крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о Крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в Крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 2:41 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

И еще немного о символике фиолетового цвета в связи с камнем аметистом

Мистическое значение аметиста связано с его символикой как драгоценного камня фиолетового цвета. Фиолетовый цвет – смешение красного (страсть, огонь) и синего (интеллект, вода) считается символом умеренности, искупления, очищения и духовного возрождения. В 380 году Собор в Сарагосе учредил время покаянного приготовление к Рождеству Христову – адвент - когда в литургии используются священнические облачения фиолетового цвета, сиволизирующие пост, печаль и покаяние. Фиолетовый «цвет покаяния» аметиста сделал этот камень также одним из лучших камней для драгоценных четок. К XVIII веку в Европе и в России аметист получил название «епископский» или «архиерейский» камень. Католическим кардиналам при посвящении в сан вручался перстень с аметистом, способным, как считается, активизировать духовные силы.

http://www.globalfolio.net/monsalvat/frmanifest/statiibookmanifest/amethist/ametistrossi.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 3:50 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Орант с рельефа в Миребоском костеле Музей де Пуатье. Риза в плечах широкая и книзу сужается в виде треугольника, украшена полосками с рисунком
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 3:52 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Вышитая риза. Аббатство Сан Антонио, Ведесета. Риза с пластически вышитым крестом и фигурным орнаментом
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 3:54 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Вышитая риза. Кафедральный собор, Упсала Стокгольмская работа XV века. Пышно декорированная риза в стиле поздней готики; орнамент в виде звезд, внутри которых изображена сцены из жизни Девы Марии, окружает центральный мотив - Мадонну с младенцем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 3:55 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Альбрехт Дюрер, Взывание к святой Троице (фрагмент). Справа - епископ в парчевом плувиале и митре с лентами. Слева — монашеская ряса, в центре - кардинал в клобуке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Galina
Архитектесса Пространств Монсальвата


Зарегистрирован: 09.08.2007
Сообщения: 3923

СообщениеДобавлено: Вт Авг 14, 2007 3:58 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Риза в стиле барокко из бржевновского монастыря в Праге

Все картинки одеяний взяты из "Иллюстрированной энциклопедии моды"
http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ritter
Сенешаль Королевства Труверов


Зарегистрирован: 12.08.2007
Сообщения: 377

СообщениеДобавлено: Сб Дек 01, 2007 6:35 am
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из "настольной книги священнослужителя"

Исторически богослужебные ризы появились не сразу. В основных чертах канон богослужебных облачений сложился в VI веке. Известно, что до этого времени апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, носил белую льняную длинную одежду иудейских священников и головную повязку. Апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. Многие считают, что фелонь, оставленный апостолом Павлом у Карпа в Троаде (2 Тим. 4, 13), был его богослужебным одеянием. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для святого Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы употребляли некоторые богослужебные одеяния. Вероятнее всего, от них в Церкви сохранилось предание, выраженное блаженным Иеронимом (IV век), согласно которому отнюдь недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых. Как полагают, первые богослужебные одеяния христианской Церкви мало чем отличались по виду от обычных одежд, употребляемых в миру, будучи лишь особыми, предназначенными только для богослужений. Это мнение, однако, не совсем правильно. Поскольку еще апостолы употребляли некоторые одеяния ветхозаветных первосвященников, как соответствующие архиерейскому чину, то можно с большой вероятностью предположить, что по крайней мере подир - длинная одежда, превратившаяся затем в стихарь - подризник, и, может быть, некоторые другие предметы одеяний ветхозаветного священства с самого начала употреблялись в христианской Церкви в качестве богослужебных. Некоторые отличия церковных риз от обычных мирских по внешней форме, цвету замечаются уже в IV веке, и с этого времени, то есть после прекращения гонений на Церковь, начинается быстрое развитие символики богослужебных облачений, которая в основном сложилась уже к VI веке и сохраняется по сей день.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net