Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
аренду vip вертолета
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Франции XIX—XX вв. Новая глава истории Франции началась в 1789 г., когда под революционным натиском народа рухнула феодальная монархия Бурбонов. Художественным направлением, выразившим революционные устремления передовых слоев французского общества, явился классицизм. Вождем французского классицизма был Жак Луи Давид (1748—1825). Эрмитаж не располагает живописными произведениями Давида периода революции. Об особенностях этого направления, призванного, по понятиям современников, воспитывать в человеке чувство долга и гражданской доблести, дает представление картина Гильома Летьера (1760— 1832) "Смерть Катона Утического". Убежденный республиканец, Катон кончает жизнь самоубийством, узнав об установлении диктатуры Цезаря; образ героя, предпочитающего смерть потере свободы, был созвучен устремлениям времени.

В том же зале находится полотно "Наполеон на Аркольском мосту" кисти Антуана Гро (1771—1835). В основу этого произведения положено подлинное событие периода итальянской кампании 1797 г.: в битве при Арколе молодой генерал Бонапарт первым бросился на штурм моста, увлекая за собой солдат. В трактовке Гро образ Наполеона утратил риторичность, свойственную герою Летьера, в нем больше живого чувства, динамики — тех качеств, которые с особой силой проявятся позднее в живописи романтиков.

В период Первой империи классицизм оставался по-прежнему главным направлением в искусстве, утратив однако свою революционную сущность. Теперь, обращаясь к античности, художники избирали любовно-идиллические или аллегорические сюжеты. Картины Герена "Морфей и Ирида", "Сафо"; скульптуры Шоде "Кипарис" и Кановы "Танцовщица" — характеризуют качественные изменения классического искусства. Поздняя картина Давида "Сафо и Фаон" (1809 г.) — свидетельство того, что в годы Империи от революционных настроений бывшего члена Конвента, творца картины "Смерть Марата", не осталось и следа.

Выразителем вкусов официальных кругов общества был Франсуа Жерар (1770—1837). "Портрет Жозефины" (первой жены Наполеона) являет собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар умело сочетает строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемого. Одним из первых бытописателей современного ему буржуазного общества был Луи Буальи, автор небольшой картины "Биллиард".

Эжен Делакруа (1798—1863) - глава романтизма - представлен в Эрмитаже двумя поздними произведениями "Львиная охота в Марокко" (1854 г.) и "Марокканец, седлающий коня" (1855 г.). Достаточно одного взгляда на эти картины, чтобы понять их глубокое отличие от картин художников классической школы. Написанные свежими красками холсты Делакруа наполнены горячим дыханием жизни, ощущением величия природы, могучей силы человека и животных.

Марокканец, седлающий коня Делакруа. Марокканец, седлающий коня. 1855 г.

Выразителем романтического направления в скульптуре был анималист Антуан Бари (1796—1875), автор бронзовых групп "Лев со змеей", "Пантера и антилопа". Подобно Делакруа, Бари создает произведения, исполненные экспрессии, раскрывая в них суровые законы царства зверей.

Одним из наиболее сложных и тонких художников середины XIX в. был Жан Доминик Энгр (1780—1867), убежденный последователь классицизма, страстный поклонник античности и Рафаэля. Единственное произведение Энгра в Эрмитаже — портрет русского дипломата графа Гурьева, написанный в 1821 г., отличается строгой моделировкой форм, чеканной твердостью и уверенностью рисунка.

В 1830-х гг. во французской живописи зародилось реалистическое течение, первыми вестниками которого были мастера пейзажа — барбизонцы. Это название получила группа художников, обосновавшихся в деревне Барби-зон под Парижем, где они создавали правдивые картины родной природы. Эрмитаж хранит богатую коллекцию пейзажей барби-зонской школы. Ее глава — Теодор Руссо (1812—1867) уже в раннем произведении "Вид окрестностей Гранвиля" показал, что простая, бедная внешними красотами природа Нормандии может стать источником вдохновения. В своем восприятии природы Руссо близки Жорж Дюпре, Шарль Франсуа Добиньи, Диас де ла Пенья, Шарль Жак, Констан Тройон.

Значительная роль в истории французского пейзажа принадлежит Камилю Коро (1796—1875). С барбизонцами его роднило глубокое и тонкое понимание природы, но, в отличие от них, Коро не стремился к точному воспроизведению ландшафтов. Его поэтические пейзажи являлись отзвуком переживаний самого художника. "Если вы действительно растроганы, искренность ваших чувств передается другим", — говорил Коро.

В залах выставлена графика Теодора Жерико (1791 — 1824), Оноре Домье (1808—1879), Поля Гаварни (1804— 1866), Никола Туссена Шарле (1792—1845), Эдуарда Манэ (1832—1883), Анри Тулуз-Лотрека (1864—1901) и др.

Салонное искусство. Начиная с XVIII столетия в Париже ежегодно устраивались академические выставки, так называемые Салоны. Произведения передовых и, как правило, наиболее одаренных мастеров на выставки не допускались; однако двери Салонов всегда были открыты для тех, кто в угоду буржуазной публике создавал внешне занимательные, но лишенные глубокой мысли произведения. Типичный образец салонного искусства — "Портрет неизвестной из дома Нарышкиных", написанный модным в свое время портретистом Франсуа Ксавье Винтергальтером.

Реалистическое искусство 50—60-х гг. XIX в. Под влиянием буржуазной революции 1848 г. формируется творчество крупнейших мастеров реалистического направления Жака Франсуа Милле (1814—1875) и Гюстава Курбе (1819—1877). Милле, первый среди живописцев, с необыкновенной для своего времени глубиной и правдивостью показал жизнь французской деревни. Эрмитаж располагает только одной картиной художника — "Крестьянки, несущие хворост". Глава реалистического направления в живописи Курбе, активный деятель Парижской коммуны, горячо отстаивал право художника изображать современную жизнь. Единственная картина Курбе в Эрмитаже "Пейзаж с убитой лошадью" из-за плохой сохранности не дает представления о его живописном мастерстве. Вызовом официальному искусству явился в этом случае выбор сюжета, которым Курбе утверждал, что художника должна интересовать жизнь без прикрас, во всем ее многообразии.

Во Франции к 70-м гг. XIX в. достигает расцвета импрессионизм, зародившийся как протест против рутины, царившей в официальном искусстве. Выступая наследниками реалистических традиций, художники-импрессионисты обогатили живопись свежим, радостным колоритом, светом, тонкой передачей воздушной среды. Импрессионисты писали только с натуры, заканчивая картину не с этюдов в мастерской, как это делали их предшественники, а на открытом воздухе, фиксируя непосредственность первого зрительного впечатления. Передавая цветовое богатство реального мира, импрессионисты стремились запечатлеть его вечно меняющийся, в зависимости от освещения, облик. Но, сосредоточив внимание на чисто живописных задачах, эти художники тем самым ограничили возможности искусства и отодвинули на задний план социальную тему.

Одним из крупнейших мастеров импрессионизма был Клод Моне (1840—1925), картина которого "Впечатление. Восход солнца", выставленная в 1874 г. в Париже, дала название всему направлению. Раннее произведение художника "Дама в саду" (1860-е гг.) свидетельствует о первых успехах нового метода. Краски становятся чище и ярче. Отказавшись от черных и глухих тонов, Моне передавал тень цветом, в зависимости от окружающей среды. Например, белое платье дамы, затененное зонтом, на фоне зеленой листвы и синего неба приобретает голубоватый оттенок. В пейзаже "Берег реки" (1873 г.) природа полна неуловимого движения струящихся токов влажного воздуха, в котором тают очертания предметов. Постепенно передача световоздушной среды становится главной темой Моне. Один и тот же объект он многократно изображает в различных условиях освещения, лишая предметы их материальности.

Пейзаж большого города — тема, принесенная в искусство импрессионистами. Уличную жизнь Парижа, с присущей ей сутолокой, суетой и нескончаемым потоком транспорта и пешеходов запечатлел в своих полотнах "Бульвар Монмартр" и "Площадь Французского театра" Камиль Писсарро (1830—1903). Огюст Ренуар (1841—1919) воплотил принципы и приемы импрессионизма в жанре портрета. Не стремясь к раскрытию сложных чувств, он фиксировал мимолетное движение, полуулыбку, легкую задумчивость модели. Естественная живость и простота характеризуют созданные им "Портрет девушки с веером", "Портрет актрисы Жанны Самари". Цвет у Ренуара отличается чистотой, богатством оттенков и тончайшими переходами тонов. Творчество Эдгара Дега (1834—1917) характеризует несколько пастелей ("За туалетом", "После ванны", "Головы танцовщиц"). Вместе с картинами импрессионистов в залах выставлены мраморы Огюста Родена (1840—1917) и бронзы Аристида Майоля (1861—1942).

Эрмитаж располагает четырьмя картинами Винсента Ван-Гога (1853—1890): "Арена в Арле", "Арльские дамы", "Куст" и "Хижины". Картина "Хижины" (1890 г.), созданная в последние годы жизни художника, пронизана чувством тревоги, охватившим его при виде бедных жилищ, прилепившихся к склону холма. Свойственный Ван-Гогу драматизм проявился в напряженной яркости цвета, беспокойном ритме густых динамичных мазков, в полном экспрессии рисунке.

Одиннадцать картин Поля Сезанна (1839—1906) позволяют проследить основные этапы творческого пути художника. В отличие от импрессионистов, Сезанн стремился выявить материальность и пластичность изображаемой натуры. В этом плане характерен пейзаж "Берега Марны" (1888 г.), в котором художник запечатлел природу в состоянии покоя, как бы пытаясь увековечить на полотне ее неизменные свойства. Излюбленным жанром Сезанна был натюрморт. Его натюрморты просты: деревянный стол, два-три фаянсовых сосуда, немного фруктов —все эти предметы отличаются какой-то особой, присущей Сезанну вещественностью. Ради того, чтобы запечатлеть их "вечные" качества - весомость и объем, - художник геометризирует форму, лепит ее плотными мазками чистых тонов зеленого, оранжевого, синего.

Пятнадцать произведений Поля Гогена (1848—1903) в Эрмитаже относятся к так называемому таитянскому периоду, когда в 1891 г., покинув Францию, художник поселился на островах Тихого океана. В картинах, созданных в тропиках, Гоген воспевает не тронутый буржуазной "цивилизацией" мир, полный экзотики, где люди живут в гармоничном общении с природой. Полотна Гогена декоративны, краски чистых локальных тонов лежат на холстах неподвижными плоскостями, контуры фигур и предметов, то спокойные и плавные, то причудливо изысканные, придают изображению характер красочного узора ("Таитянские пасторали", "Женщина, держащая плод", "Чудесный источник", "Идол" и др.).

Дама в саду Клод Моне. Дама в саду. 1860-е гг.

Тридцать пять картин Анри Матисса (1869— 1954), написанных между 1900—1913 гг., позволяют представить специфические особенности творчества одного из крупнейших художников Франции XX в. "Семейный портрет", "Красная комната" и другие произведения мастера поражают декоративностью и насыщенностью цвета. Отказавшись от светотеневой моделировки, Матисс упрощает, схематизирует фигуры и предметы, строя композицию на контрастном соотношении больших плоскостей чистого цвета. Ликующая красочность полотен Матисса вызывает ощущение радости и праздничности.

Пабло Пикассо (род. в 1881 г.)—центральная фигура художественной жизни современного Запада, крупный прогрессивный деятель Франции, лауреат Международной премии мира и Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". Творческий путь Пикассо необычайно сложен и противоречив. Эрмитажное собрание, включающее тридцать шесть произведений мастера, позволяет осветить лишь начало этого пути. Полный трагизма образ создан художником в одной из лучших его картин раннего периода "Любительница абсента" (1901 г.). "Портрет Солера", "Свидание" относятся к так называемому голубому периоду (1901—1904 гг.); к "розовому периоду" (1905—1906 гг.)—гуашь "Мальчик с собакой". В 1906—1907 гг. Пикассо увлекается анализом формы и сводит все к упрощенным объемам, близким кубу, шару и цилиндру. Он становится одним из основателей нового течения в искусстве— кубизма. Типичны для кубизма такие произведения, как "Женщина с веером", "Три женщины", "Бидон и миска" и др. Вслед за этим Пикассо приходит к полному разрушению формы, дробит объем, создавая произвольные композиции из плоскостей и линий. Подобные опыты завели художника в тупик, и он отказывается от дальнейших экспериментов.

Среди экспонированных на выставке картин художников начала XX в. отметим произведения дре Дерена "Роща", "Озеро", "Гавань в Провансе"; Мориса Вламинка — "Вид на Сену"; Жана Эдуарда Вюйара — "В комнате", "Дети"; Пьера Боннара — "Начало весны", "Уголок Парижа".

Обширная коллекция картин замечательного пейзажиста Альбера Марке (1875—1947). С особой любовью писал Марке Париж, его улицы и площади, набережные и мосты, повисшие над Сеной. Цвет в пейзажах художника всегда правдив, рисунок прост и лаконичен, предметы переданы обобщенно ("Дождливый день в Париже", "Набережная Лувра и Новый мост в Париже", "В Неаполе").

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика