Эрмитаж Зимний дворец
 
эрмитажЗимний дворец
эрмитажОснование Эрмитажа
эрмитажМалый Эрмитаж
эрмитажСтарый Эрмитаж
эрмитажРост коллекций
эрмитажНовый Эрмитаж
 
эрмитажЗалы
эрмитажМалая столовая
эрмитажКультура Руси
эрмитажРусская культура
эрмитажРусские изделия
 
салон свадебных платьев киев
 
эрмитажПамятники первобытной
эрмитажкультуры
 
эрмитажСредняя Азия 4-е тыс. до
эрмитажн.э.-нач.XX в. н.э.
эрмитажКавказ XI в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажДревний Египет
эрмитажВавилон, Ассирия
эрмитажВизантия V-XVвв.
эрмитажБлижний и средний восток
эрмитажИндия XVII-XX вв.
эрмитажКитай 2-е тыс. до н.э.-XX в. н.э.
эрмитажМонголия I в. до н.э.-XIX в. н.э.
эрмитажЯпония XVII-XX вв.
 

Искусство Италии XIII—XVIII вв. Выставка итальянского искусства расположена в тридцати залах. Все значительные художественные школы Италии представлены произведениями крупнейших мастеров живописи и ваяния, а также памятниками прикладного искусства.

Италия первой среди европейских стран встала на путь прогрессивных социальных и культурных завоеваний. В итальянских городах в ожесточенной борьбе со средневековыми феодальными устоями сложилась новая буржуазная культура. Она отличалась светским, оптимистическим характером, была проникнута верой в разум и возможности человека. Высокого расцвета достигли литература и искусство. Этот новый этап в развитии западноевропейской культуры получил название эпохи Возрождения.

Искусство XIII—XIV вв. В первом зале размещены произведения искусства, созданные в разных городах Италии. Самое раннее из них — "Распятие" кисти пизанского мастера Уголино ди Тедичи — редчайший живописный памятник второй половины XIII в. Картины-иконы XIV в., написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Таково произведение неизвестного художника XIV в. "Мадонна со святыми". Мадонна, сидящая на троне, представлена в виде "царицы небесной"; выражение ее лица величаво и строго, вокруг головы — нимб, символ святости. Главенствующее положение мадонны подчеркнуто тем, что ее фигура, помещенная в центре композиции, размерами значительно превосходит фигуры стоящих рядом святых. Одному из крупнейших мастеров Италии XIV в., сиенцу Симоне Мартини (1283—1344), принадлежит лучшая вещь в экспозиции зала. Он изобразил мадонну из сцены "Благовещения", которая смиренно вслушивается в слова небесного вестника. Удлиненных пропорций гибкая фигурка мадонны, окутанная плавно ниспадающим на землю синим плащом, выделяется на золотом фоне. Тонко написанная, красивая по цвету, картина кажется необыкновенно поэтичной.

XV столетие, так называемое раннее Возрождение, прошло под знаком упорных поисков и важных открытий в разных областях. Художники разрабатывали законы перспективы, учение о пропорциях человеческого тела, овладевали новыми приемами композиции, изучали античное наследие. Они стремились в своих произведениях передать богатство окружающего мира, поставив в центр внимания образ человека. Религиозные сюжеты, столь обычные в средневековье, продолжали существовать, но они трактовались в духе светских сцен, наполнялись иным, глубоко человечным содержанием. Следуя по выставке от икон XIV в. до картин Леонардо да Винчи, легко заметить коренные сдвиги в искусстве, которое шло по пути овладения реальной действительностью.

Фреска "Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским", исполненная в начале 1440-х гг. на стене трапезной монастыря Сан Доменико в городке Фьезоле близ Флоренции художником монахом Фра Беато Анджелико да Фьезоле (1387—1455)—яркий пример того, как в искусстве старое вытесняется новым. Фигуры приобрели объемность, лица — индивидуальность. Золотой фон сменило голубое небо. Умело передана воздушная ткань шарфа, ниспадающего с плеча мадонны, образ которой исполнен покоя, созерцательности и мягкой красоты.

Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским Фреска. Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским.

С творчеством известного флорентийского мастера XV в. Филиппо Липпи (1406—1469) знакомит картина "Видение блаженного Августина". Используя религиозный сюжет, художник изобразил фигуры на фоне уходящего вдаль приветливого пейзажа, построенного с помощью приемов линейной перспективы. Новый взгляд на человека в эпоху Возрождения обусловил появление реалистического портрета. В этом плане интересен бронзовый бюст неизвестного мужчины работы Сперандио Савелли (1425—1495), а также терракотовый "Портрет флорентийца" Бенедетто да Майано (1442—1497), выставленный в зале 210, где экспонирована флорентийская скульптура XV в. Здесь отметим композицию Джованни делла Роббиа (1469—1529) "Рождение Христа" (майолика). Она отличается характерной для раннего Возрождения повествовательностью и напоминает бытовую сценку из жизни итальянской деревни, переданную с живой непосредственностью. Развитие майолики связано с мастерской известного флорентийского скульптора Луки делла Роббиа (1400—1481). В этом же зале выставлен терракотовый бюст работы этого мастера — "Младенец Иоанн Креститель". Лука делла Роббиа впервые широко применил в качестве отделки архитектуры майолику — недорогой, но нарядный и красивый материал (см. медальоны-рельефы на стенах). Творчество крупных скульпторов флорентийского Возрождения Антонио Росселлино и Мино да Фьезоле представлено мраморными рельефами, изображающими мадонну с младенцем.

Настроением праздничности, столь характерным для искусства Возрождения, овеяно "Благовещение" венецианца Чима да Конельяно (1459 — ок. 1518). Действие происходит в комнате итальянского дома; за окном открывается городской пейзаж. Стремясь обогатить свое произведение конкретными впечатлениями, художник фиксирует внимание зрителя не только на образах мадонны и ангела, но и на отдельных деталях, как например, муха, ползущая по бумаге. Женский портрет кисти феррарского художника Лоренцо Коста (1460—1535)—прекрасный образец распространенного в XV в. погрудного портрета. Среди нескольких произведений болонского живописца Фран-ческо Франча (1450—1517/18) выделяется звучная по цвету "Мадонна с младенцем, св. Лаврентием, св. Иеронимом и двумя ангелами". Традиционная торжественность в этой алтарной картине сочетается с убедительной характеристикой образов.

Следует выделить две поздние работы — "Св. Доминик" и "Св. Иероним" — Сандро Боттичелли (1444/45—1510), возглавлявшего группу художников при дворе правителя Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. К этому кругу примыкал и ученик Боттичелли, утонченный Филиппино Липпи (1457?—1504); его кисти принадлежит одна из лучших картин эрмитажного собрания "Поклонение младенцу". Здесь же картины "Св. Себастьян" и "Портрет молодого человека" умбрийца Пьетро Перуджино — учителя Рафаэля. С творчеством флорентийского скульптора Дезидерио да Сеттиньяно (1428 — 1464) знакомят две мраморные головки младенца Христа, выполненные в присущей мастеру "воздушной" манере.

Творчество Леонардо да Винчи (1452—1519) подвело итог достижениям XV в. и открыло новый этап в развитии итальянского искусства — Высокое Возрождение. До наших дней дошло немногим более десятка живописных произведений великого мастера, рассеянных по музеям разных стран. Две картины Леонардо да Винчи хранятся в Советском Союзе, в Государственном Эрмитаже.

Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478 г.

"Мадонна Бенуа", или "Мадонна с цветком", написана около 1478 г. Отказавшись от традиционного изображения мадонны, художник создал одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Юная мадонна в нарядном платье флорентийской горожанки, улыбаясь, протягивает ребенку цветок, наблюдая за неуверенными еще движениями младенца, тянущегося к лепесткам. Характерная для произведений мастера легкая световоздушная дымка, так называемое сфумато, придает лицам особую выразительность. Крепкое, пухлое, как бы вылепленное с помощью светотени тело младенца свидетельствует о том, что открытия Леонардо-ученого помогали Леонардо-художнику: не случайно он называл живопись наукой и "законной дочерью природы". Тема прославления человека, больших человеческих чувств еще сильнее звучит в произведении, написанном около 1490 года — "Мадонна Литта". Проникновенный женский образ, возвышенный и поэтический, сочетающий в себе физическую и духовную красоту, воплотил идеал человека эпохи Возрождения. Опустив глаза, мадонна любуется ребенком, лежащим у нее на руках. Прекрасно и выразительно лицо мадонны: в нем запечатлены тончайшие оттенки материнского чувства. С замечательным мастерством передал Леонардо нежное тельце младенца, золотистые завитки его волос, пристальный взгляд обращенный к зрителю. Спокойный замкнутый силуэт фигуры мадонны рельефно выделяется на темном фоне стеньг симметрично расположенные по сторонам светлые проемы окон за которыми открывается окутанный синеватой дымкой гористый ландшафт, уравновешивая композицию, создают иллюзию пространства. Благодаря этой характерной для Высокого Возрождения завершенности построения, произведение Леонардо вызывает ощущение покоя, тишины и гармонии.

Мадонна Литта Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1478-1482.

В условиях сложной общественно-политической обстановки уже в 30-е гг. XVI столетия во Флоренции зарождается, а затем получает распространение в других городах Италии и за ее пределами течение, получившее название "маньеризм", знаменующее отход от гуманистических традиций искусства Возрождения. Видные представители этого направления в живописи — флорентийцы Якопо Понтормо (1494—1557)—автор "Мадонны с младенцем, св. Иосифом и Иоанном Крестителем" и Джованни Баггиста Россо (1494—1540)—создатель картины "Мадонна с младенцем", в скульптуре — Джованни да Болонья (1529— 1608). В зале 216 выставлена исполненная им фонтанная скульптура и мелкая бронзовая пластика.

Рафаэль Санти (1483—1520), в творчестве которого идеи Высокого Возрождения получили предельно ясное выражение, представлен в Эрмитаже двумя ранними произведениями. Картина "Мадонна Конестабиле" написана художником между 1500 и 1502 гг. Юная мать задумчиво смотрит в книгу, к которой тянется ребенок; ее чистому лиричному образу вторит нежный весенний пейзаж. В композиции "Святое семейство" (1507 г.) Рафаэль достигает величавой простоты, ясности, гармонии, характерных для Высокого Возрождения. Возвышенные, "очищенные" от будничных, случайных черт образы мадонны и Иосифа — образы собирательные. В одном из писем Рафаэль раскрыл сущность своего творческого метода: "Для того, чтобы написать прекрасную женщину, надо было бы мне видеть множество прекрасных женщин, но так как прекрасных женщин и истинных ценителей мало, то я беру в вожатые себе некую идею..." В картине "Святое семейство" тип идеального человека, выражая синтез отдельных реальных черт, увиденных художником, отвечал гуманистическим представлениям эпохи Возрождения ("некой идее") о высокой значимости человеческой личности.

Мадонна с младенцем Рафаэль. Мадонна с младенцем. 1504 г.

В центре зала мраморная фонтанная скульптура "Мертвый мальчик на дельфине", выполненная одним из многочисленных учеников Рафаэля, скульптором Лоренцо Лоренцетто по рисунку учителя. Сюжет, заимствованный из античного предания, повествует о том, как дельфин вынес своего маленького мертвого друга на берег. Учеником Рафаэля, известным художником и архитектором Джулио Романо, исполнен огромный картон "Шествие со слонами", который входил в серию двадцати двух картонов, изображавших подвиги древнеримского полководца Сципиона Африканского и его триумф после победы во Второй Пунической войне.

Эрмитаж обладает редким собранием итальянской майолики XVI в. разных центров производства (Фаэнца, Сиена, Кастель-Дуранте, Дерута, Губбио, Урбино). В большинстве своем это декоративные сосуды — вазы, чаши, блюда — с яркими росписями на мотивы античных и библейских легенд. Следует отметить коллекцию итальянской мебели XV—XVI вв., которая изготовлялась преимущественно из ореха, покрывалась резьбой, часто раскрашивалась и золотилась. Характерным типом мебели были кассоны — сундуки для хранения одежды, служившие одновременно скамьями. По форме эти сундуки напоминают античные саркофаги.

Лоджии Рафаэля. В музее находится единственное в мире воспроизведение в натуральную величину знаменитых лоджий Рафаэля, сооруженных в Ватиканском дворце архитектором Браманте (1444—1514) и расписанных в 1516—1518 гг. учениками Рафаэля по его эскизам и под его руководством. Лоджии представляют собой высокую светлую галерею, потолок которой украшают пятьдесят две картины на сюжеты библейских сказаний, интерпретированных в духе Возрождения. Стены сплошь покрыты росписями, в которых переплетаются мотивы античной мифологии с растительным орнаментом и изображениями животных и птиц. Образцом для оформления лоджий послужило декоративное убранство древнеримских терм Тита и некоторых других античных сооружений, раскопки которых возглавлял Рафаэль. Эрмитажная копия выполнена в конце XVIII в. группой мастеров-копиистов под руководством Христофора Унтербергера. Копирование производилось в Ватикане в течение семи лет. Привезенные из Италии холсты с росписями были натянуты на стены эрмитажных лоджий, выстроенных специально для этой цели Дж. Кваренги.

Творчество великого скульптора, живописца и архитектора Микеланджело (1475—1564) представлено в Советском Союзе одним произведением. "Скорчившийся мальчик" (нач. 1530-х гг.), видимо, относится к скульптурам, предназначавшимся для украшения гробницы Медичи во Флоренции. Статуя осталась незаконченной, но, несмотря на это, в ней чувствуется большая внутренняя сила. В этом смысле образ характерен для творчества Микеланджело, прославлявшего в своих произведениях героизм и мужество человека-борца, человека-созидателя. На выставке среди мелкой пластики XVI—XVII вв. имеются копии известных творений великого мастера — "Пьета", "Моисей", "День". В стены зала вделаны фрески художников школы Рафаэля.

Одна из жемчужин эрмитажного собрания венецианской живописи — "Юдифь" Джорджоне (1478?— 1510). Творчество этого художника открывает период Высокого Возрождения в Венеции. Изображая библейскую героиню Юдифь, убившую военачальника врагов Олоферна, Джорджоне создал благородный, несколько загадочный в своей внешней сдержанности, но глубоко эмоциональный и обаятельный образ молодой, женщины. Величавая, как монумент, стоит Юдифь. опустив меч, попирая ногой отрубленную голову врага. У Джорджоне, как у всех художников венецианской школы, большую роль в создании художественного образа играл колорит. В 1968 году картину реставрировали; после удаления загрязнений и разложившегося от времени лака краски Джорджоне засверкали, как драгоценные камни. Одновременно с Джорджоне начинал свой творческий путь Тициан (1485/90—1576) — глава венецианской школы, раннее произведение которого "Бегство в Египет" выставлено в этом же зале.

За исключением пейзажа "Бегство в Египет" (нач. 1500-х гг.) и "Портрета молодой женщины" (ок. 1530-х гг.), Тициан представлен в Эрмитаже произведениями зрелого периода ("Даная" 1550-е гг., "Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной" ок. 1560 г., "Кающаяся Мария Магдалина" и "Христос-Вседержитель", "Несение креста" 1560-е гг., "Св. Себастьян" ок. 1570 г.). Каждое из них является шедевром мирового искусства. "Даная" написана на сюжет древнегреческого мифа, в котором рассказывается, что Зевс сошел к своей возлюбленной, заточенной в башню царевне Данае, в виде золотого дождя. Сверкающий поток монет льется на Данаю, у ног красавицы сидит старая служанка, в облаках видна голова седобородого Зевса. Картина строится на красочном противопоставлении пер-ламутрово-розового тела холодному тону белой простыни и пурпурному пологу ложа. Совершенные пропорции обнаженного тела Данаи — свидетельство обращения Тициана к античному идеалу красоты. В картине "Кающаяся Мария Магдалина" художник акцентирует внимание не на аскетической идее христианской легенды, а на образе молодой женщины, исполненном чувственной красоты. Мир прекрасен, а человек — совершеннейшее создание природы, таков лейтмотив этого произведения. Взволнованному состоянию золотоволосой красавицы Магдалины вторит и пейзаж, с полыхающими на синем грозовом небе зарницами и одиноким, сгибающимся от порывов ветра деревом. К концу жизни в связи с общим кризисом культуры Возрождения в творчестве Тициана звучат трагические ноты. "Святой Себастьян", написанный художником в глубокой старости, поражает силой драматизма и изумительным живописным мастерством, свидетельствующим о неиссякаемой творческой энергии великого венецианца.

С творчеством крупнейшего представителя венецианской живописи второй половины XVI в. Паоло Веронезе (1528—1588) знакомит ряд первоклассных произведений: яркое праздничное "Поклонение волхвов" на сюжет евангельского мифа о волхвах, пришедших с богатыми дарами поклониться новорожденному младенцу Христу; драматичное по настроению, выразительное по колориту "Оплакивание Христа"; "Мужской портрет"; "Диана" — эскиз к декоративным росписям виллы Мазер близ Виченцы.

Картина Веронезе "Обращение Савла", написанная на сюжет христианской легенды о Савле, гонителе христиан, который звуком таинственного голоса с небес был низвержен на землю и ослеплен, а затем чудесным образом прозрел и стал апостолом Павлом, пронизана настроением смятения и тревоги. В этом же зале выставлено и единственное в собрании Эрмитаже произведение Тинторетто (1518—1594) "Рождение Иоанна Крестителя". Картина решена как жанровая сцена: женщины хло- -почут около новорожденного; их костюмы, убранство комнаты, кошка, крадущаяся к курице, жаровня на полу — все это переносит зрителя в обстановку венецианского дома XVI в.

Обширна коллекция живописи мастеров Болонской академии, основанной братьями Карраччи в 1580-х гг. Выступая против маньеризма, Болонская академия выработала строгую художественную систему; главный принцип этой системы заключался в следовании идеалу прекрасного, который болонцы искали не в природе, а в мире идей. С творчеством главы Болонской академии Аннибале Карраччи (1560—1609) знакомят полотна "Святые жены у гроба Христа" и "Оплакивание Христа". Видными представителями академизма были Гвидо Рени ("Юность Марии" и "Иосиф с младенцем на руках"), Доменикино ("Взятие Марии Магдалины на небо") и Гверчино ("Мучение св. Екатерины", "Вознесение мадонны").

Лионелло Спада (1576—1622), вначале учившийся у Аннибале Карраччи, позднее стал последователем Караваджо. Жестокий драматизм его картины "Мучение св. Петра" обусловлен не столько самим сюжетом, сколько его интерпретацией и использованием резкого контраста светотени, который он заимствовал у Караваджо.

Юноша с лютней Караваджо. Юноша с лютней. 1595 г.

"Лютнист" — единственная в России картина главы итальянского реализма XVII в. Караваджо (1573— 1610)—относится к раннему этапу его творчества. Юноша-итальянец с простым, но выразительным лицом задумчиво перебирает струны лютни. Ярко освещенная фигура и натюрморт — ваза с цветами, фрукты, скрипка и ноты — рельефно выступают на темном фоне. Изображение кажется живым и убедительным. Творчество Караваджо оказало большое влияние на развитие реализма не только в искусстве Италии, но и за ее пределами. Оно выражало прогрессивные тенденции итальянского искусства эпохи барокко (конец XVI — середина XVIII в.), в рамках Которой развивались весьма разнородные и противоречивые художественные явления. Ведущий мастер римского барокко скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598—1680) представлен "Автопортретом" (терракота) и превосходной коллекцией терракотовых боццетти — небольших эскизов к его монументальным работам. В следующем зале скульптурная группа "Аполлон и Дафна", уменьшенная бронзовая копия XVII в. с известного мрамора Бернини. Скульптура изображает момент превращения нимфы Дафны в лавровое дерево, как рассказывает античный миф, таким образом нимфа была спасена от преследований влюбленного в нее Аполлона.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, провозгласивший доктрину безоговорочного следования античным образцам. Основным представителем классицизма в Риме был Помпео Батони (1708—1787), его картину "Геркулес на распутье" отличают свежие краски, спокойная плавность движения.

Галерея истории древней живописи. Стены этой галереи украшены большими декоративными панно, воспроизводящими историю развития древнегреческой живописи, какою она представлялась фантазии художника XIX столетия на основании описаний античных авторов. Панно выполнены восковыми красками на медных досках немецким художником Хиль-теншпергером (1806—1890). В галерее выставлено богатейшее собрание произведений главы итальянского классицизма в скульптуре Антонио Кановы (1757—1822) "Орфей", "Амур", "Амур и Психея", "Геба", "Парис". Здесь же работы другого известного скульптора классического направления — датчанина Бертеля Торвальдсена (1770—1844) — "Пастух", "Амур с лирой", "Портрет Остерман-Толстой" и др.

эрмитажГлавная
эрмитажСвязь
эрмитажБиблиотека
 
Английский без проблем. Словари, учебники, программы
 
эрмитажДревняя Греция VIII-II вв. до н.э.
эрмитажСеверное причерноморье VII в.
эрмитаждо н.э.-III в. н.э.
эрмитажДревний Рим VII в. до н.э.-IV в.
эрмитажн.э.
 
эрмитажПрикладное искусство XI-XV вв.
эрмитажИталия XIII-XVIII вв.
эрмитажИспания XVI-XVII вв.
эрмитажНидерларды XV-XVI вв.
эрмитажФландрия XVII в.
эрмитажГолландия XVII в.
эрмитажГермания XV-XVIII вв.
эрмитажАнглия XVII-XIX вв.
эрмитажФранция XV-XVIII вв.
эрмитажФранция XIX-XX вв.
эрмитажБельгия и Голандия XIX-XX вв.
эрмитажИталия XX в.
эрмитажФинляндия, Щвеция, Норвегия
эрмитажXIX-XX вв.
эрмитажГермания XIX-XX вв.
эрмитажВенгрия, Польша, Румыния,
эрмитажЧехия XX в.
Copyright © 2013. Hermitaje.com

Яндекс.Метрика