Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
Афродита-Киприда

Гибель Адониса. Джон Уильям Уотерхаус, 1900

Гибель Адониса. Джон Уильям Уотерхаус, 1900

13

Галина Росси. Афродита-Киприда

 

Интересно отметить такую малоизвестную деталь: у Афродиты и Адониса было двое детей. Сын Голг, поселившийся на Кипре, и основавший там город Голги (сегодня примерно на этом месте находится деревня Асиену). Этот город был также знаменит своим храмом Афродиты, о чем упоминает Аполлодор в «Мифологической библиотеке». Вторым ребенком Афродиты и Адониса была дочь Бероя – основательница сирийской Берои (современный Халеб - Алеппо).
После смерти Адониса главными местами поклонения ему стали Кипр и храмы Ваала и Астарты в Сирии и Финикии. Время начала мистерий, посвященных теперь уже богу Адонису – богу умершему и воскресшему – это время, когда воды сирийской реки Оронт окрашиваются в багровый цвет крови убиенного Адониса, и распускаются нежные цветы анемоны. И неважно, что в этот период вода от таяния снегов в горах смывает с почвы красную глину… Кровавые воды реки каждый год напоминают о наступлении времени мистерий.
В Греции культ Адониса очень долго не приживался, и наиболее ранние письменные свидетельства об Адониях (так назывались мистерии) относятся к 6 веку до н.э. Известны обрядовые песни для праздников у поэтесс Сафо и Праксиллы, упоминаются Адонии также у Феокрита и Лукиана. Описания эти, хотя и подробные, но, к сожалению, достаточно поздние, когда празднества эти уже превратились из великих и таинственных мистерий в красивый, но бессмысленный обряд, справляемый по традиции. Обычно мистерии Адониса состояли из двух частей – первый день – оплакивание Адониса, сопровождавшееся самоистязаниями (в некоторых местах вплоть до самооскопления), плачем и заупокойными жертвами, и второй день – когда Адониса объявляют живым, и празднуют его воскрешение и возвращение. К этому празднику создавались так называемые «садики Адониса». В корзиночки и горшочки с землей сеяли семена укропа, пшеницы, ячменя и других быстро всходящих растений. Их ставили на солнце и обильно поливали, чтобы ко времени начала мистерий молодые побеги зазеленели. Но, не имея развитой корневой системы, растения так же быстро увядали – символизируя скоротечность жизни Адониса, и с ритуальным плачем выбрасывались в воды моря или реки в день оплакивания.

Афродита и Адонис. Аттический краснофигурный лекиф, 410 г. до Р.Х. Лувр

Афродита и Адонис. Аттический краснофигурный лекиф, 410 г. до Р.Х. Лувр

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

 

Новости